УДАЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ: ПОРЯДОК И УЧЕТ

Особое внимание природоохранного законодательства к судьбе зеленых насаждений вполне обоснованно и не требует пояснений. В свою очередь, строгость в регулировании этой сферы (в т. ч. повышенная ответственность) делает чрезвычайно актуальным правильное применение предписаний. Не в последнюю очередь практическая сложность вызвана тем, что сталкиваться с подобными вопросами приходится нечасто. Но это не может быть оправданием для неосведомленности. Дабы застраховаться от неожиданностей, стоит тщательно изучить все действующие правила. Поэтому в нашей публикации рассмотрим организационные и учетные тонкости этих операций.

Общие правила

Все зеленые насаждения1 в населенных пунктах во время проведения любой деятельности подлежат охране и восстановлению (ч. 1 ст. 28 Закона о благоустройстве). Если необходимо удалить деревья, следует руководствоваться Порядком № 1045. Вместе с тем, кроме этого документа, полезно будет изучить местный акт.

1 Кроме тех, которые высажены или выросли самосевом в охранных зонах воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и устройств.

Исчерпывающий перечень случаев правомерного удаления деревьев приведен в п. 2 Порядка № 1045. Назовем лишь некоторые из них:
— реализация генплана развития населенного пункта;
— реконструкция или капремонт объекта благоустройства;
— снос аварийных, сухостойных и фаутных деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см;
— достижение деревом возрастного предела;
— ликвидация последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуаций.
В общем случае (об исключениях скажем отдельно) удаление зеленых насаждений на территории населенного пункта осуществляют по решению исполнительного органа городского, поселкового, сельского совета на основании ордера.
Поэтому первым шагом должна стать подача заявления об удалении зеленых насаждений. Особых требований к нему Порядок № 1045 не выдвигает. Однако акты местных советов требуют «подкладывать» под заявление самые разные документы.
Дальнейшая процедура изложена в п. 4 Порядка № 1045. На ней подробно не останавливаемся. Скажем лишь, что в результате должен появиться акт обследования насаждений, подлежащих удалению. Он согласовывается с территориальным органом Минприроды (т.е. государственным управлением охраны окружающей природной среды). Затем исполнительный орган соответствующего совета принимает решение об удалении зеленых насаждений, на основании которого уплачивается восстановительная стоимость2 зеленых насаждений. На следующий день после ее уплаты3 должен быть выдан ордер на их удаление. Методика определения упомянутой стоимости и образец ордера утверждены приказом Минжилкомунхоза Украины от 12. 05. 09 г. № 127
Иногда ордер не выдают не только на следующий день, но и через неделю, месяц (выше мы отмечали, что местные правила иногда выдвигают дополнительные условия для выдачи ордера, кроме оплаты восстановительной стоимости). К сожалению, необходимость удаления деревьев от этого не исчезает. Как правило, сроки поджимают (например, если речь идет об удалении деревьев на стройплощадке, эта процедура тормозит другие процессы). Строго говоря, даже если восстановительная стоимость была внесена, без ордера приступать к удалению деревьев нельзя.
Однако если уж так случилось (повторимся — мы не сторонники вырубки деревьев без ордера, даже если его выдачу затягивают), можно попытаться апеллировать к правовой позиции ВХСУ озвученной в постановлении от 18. 09. 08 г. № 22/331. Кроме прочего, в нем утверждалось: «Принимая во внимание отсутствие вины… в несвоевременном получении ордера на вырубку деревьев, факт полной уплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений до дня их вырубки и получения ордера… на момент подачи иска, судебная коллегия пришла к правомерному выводу об отсутствии в действиях признаков нанесения вреда из-за удаления и повреждения деревьев на арендованном земельном участке (здесь и далее в цитатах выделено авт. — А. В. )»
Вывод: к удалению деревьев в общем случае можно приступать лишь после получения ордера. Но, как говорится, и из этого правила есть исключения (см. п. З, п. п. 7 —10 Порядка № 1045).

Удаление деревьев на частной земле

Как мы говорили выше, ситуации, при которых удаление деревьев не требует получения ордера, описаны в п. п. 7—10 Порядка № 1045. Особое место в нем занимает п. 10: » Удаление зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности, и на приусадебном участке осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка без уплаты их восстановительной стоимости».
Для правильного применения этой нормы нужно учитывать следующее.

Во- первых С учетом положений ч. 2 ст. 79 ЗКУ (право собственности на земельный участок распространяется и на многолетние насаждения, которые на нем находятся) получать ордер на удаление деревьев на таком участке не нужно. Несмотря на однозначность приведенной нормы, случалось, что представители экологических инспекций обращались с исками в суд о взыскании ущерба с собственников земельных участков, якобы «самовольно» удаливших деревья. Однако такое удаление на самом деле правомерно (см., например, постановление Житомирского окружного админсуда от 1708. 07 г. №2-а-547/07).

Во- вторых На момент удаления деревьев земельный участок должен находиться в собственности (т. е. должен быть выдан госакт). Сам факт принятия решения о выделении земли, равно как и заключение договора, не дает права на удаление деревьев. Участок должен перейти в собственность.
Восстановительную стоимость согласно п. 11 Порядка № 1045 следует уплачивать в момент передачи участка в собственность. То есть предолагается, что все деревья на выделенном участке могут быть удалены по решению собственника. Поэтому в момент фактического удаления зеленых насаждений на этом участке уплачивать восстановительную стоимость уже не нужно.

Последний тезис требует отдельного комментария. Право не уплачивать восстановительной стоимости при удалении деревьев на собственном участке не зависит от уплаты такой стоимости при получении участка в собственность (причем если участок после выделения в собственность переходил из рук в руки, последний собственник вообще может и не знать о том. уплачивали восстановительную стоимость при его выделении или нет). Это важно, поскольку далеко не во всех случаях восстановительная стоимость фактически уплачивалась при передаче земли в частную собственность. В связи с этим местные власти все-таки пытаются не упустить возможности получить возмещение стоимости деревьев.
На наш взгляд, это правило выглядит достаточно спорным. Вопросы приватизации объектов права коммунальной собственности относятся к компетенции местных советов. Поэтому в условиях действия п. 11 Порядка № 1045 местные советы не лишены права устанавливать в качестве условия для выдачи акта уплату восстановительной стоимости. Но если действующие на момент приобретения участка правила не обязывали ее вносить (равно как если по каким-либо причинам не предусматривают этого сегодня), то собственник участка (которым вполне может быть уже третье лицо) при удалении деревьев руководствуется непосредственно п. 10 Порядка № 1045. То есть восстановительную стоимость может не уплачивать.

Вывод: на земельном участке, находящемся в частной собственности, можно удалять деревья по решению собственника. Восстановительную стоимость при этом уплачивать не нужно (независимо от того, уплачивалась ли она при выделении участка).

Ответственность за нарушение процедуры

Несколько слов об ответственности за удаление4 деревьев без получения ордера (если он необходим). Самое очевидное — административный штраф согласно ст. 153 КоАП5 за уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непринятие мер для их охраны, а также самовольное перенесение в другие места во время застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения. Эта статья предусматривает штраф в размере от 17 до 51 грн, а для должностных лиц — от 51 до 119 грн. Наказать может лишь государственная экологическая инспекция (см. ст. 2421 КоАП).
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности возместить ущерб. Размер последнего определяют на основании Приложения № 1 к постановлению № 559. Но это еще не все. Уплата этой суммы не означает, что ущерб возмещен в полном размере. Кроме него, придется уплатить восстановительную стоимость. Например, в постановлении от 28. 07. 09 г. № 36/394 ВХСУ отметил: «таким образом, апелляционная инстанция правомерно пришла к выводу, что потери в связи с уничтожением или повреждением деревьев, которые были определены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 559 от 08. 04. 1999 и уплачены ответчиком, являются ответственностью, а не возмещением вреда в полном объеме. Именно вред, заключающийся в расходах, которые должны быть понесены для восстановления нарушенного права и которые исчисляются согласно Методике.., и подлежащий возмещению ответчиком
Иногда предприятие апеллирует к недоказанности факта удаления деревьев именно его работниками (якобы деревья уничтожили неизвестные лица). Насколько успешна такая тактика? В судебной практике по этому поводу выработана достаточно устойчивая концепция. Она сводится к презумпции вины: именно ответчик должен доказать, что в его действиях или действиях его работников нет вины (см., например, постановление ВХСУ от 1709. 09 г. № 8/62-40). Существенно усложняет процесс защиты тот факт, что в любом случае за сохранение зеленых насаждений и надлежащий уход за ними на территории предприятия и прилегающей территории отвечает само предприятие (п. 5. 5 Правил № 105).

4 Причем не обязательно речь идет именно об удалении деревьев. Ущерб возникает также при повреждении деревьев (см п. 4 примечаний к Приложению 1 к постановлению № 559).
5 В статье мы не рассматриваем нарушений, совершенных в отношении лесных насаждений, которые регулируются иными актами (в том числе специальными статьями КоАП).

Также обратим внимание, что при определенных условиях (если размер ущерба в 100 и более раз превышает налоговую социальную льготу) рассматриваемые действия могут подпадать под квалификацию ст. 365 «Превышение власти или служебных полномочий» и ст. 367 «Служебная халатность» УК.
Как видим, законодательство довольно серьезно наказывает (суммы штрафов иногда доходят до 1 млн грн). Поэтому стоит очень внимательно выполнять все процедуры удаления деревьев.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ЗКУ — Земельный кодекс Украины.
2. КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.
3. УК — Уголовный кодекс Украины.
4. Закон о благоустройстве — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06. 09. 05 г. № 2807-IV
5. Закон о прибыли — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22. 05. 97 г. № 283/97-ВP
6. Порядок № 1045 — Порядок удаления деревьев, кустов. газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01. 08. 06 г. № 1045.
7. Правила № 105 — Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 10. 04. 06 г. № 105.
8. Порядок № 811 — Порядок удаления зеленых насаждений на территории г. Киева, утвержденный распоряжением Киевской городской государственной администрации от 2706. 07 г. № 811.
9. Постановление № 559 — постановление КМУ «О таксах для исчисления размера вреда, нанесенного зеленым насаждениям в пределах городов и других населенных пунктов» от 08. 04. 99 г. № 559.

Добавить комментарий