Коррупция и неэффективность: Егор Фирсов, бизнес и общественность обсудили работу одесской экоинспекции

Временно исполняющий обязанности главы Госэкоинспекции Украины Егор Фирсов провел в Одессе встречу с представителями бизнеса, общественности и Администрации морских портов Украины. По ее итогам, Украину ждут громкие увольнения, создание новой рабочей экогруппы в Киеве и возможный пересмотр регламента проверок судов.

Постоянный негативный фон

Визит в Одессу Егор Фирсов анонсировал заранее. На своей странице в «Фейсбук» он написал, что устал слушать об открытом вымогательстве взяток инспекторами Черноморской и Одесской экоинспекции.

«В Одессе постоянный негативный фон, и с этим надо что-то делать. Сложилась трудная ситуация с работой морской экоинспекции. Постоянно получаю сигналы о неправомерных действиях», — написал Фирсов.

И. о. главы Госэкоинспекции добавил: с одной стороны поступают жалобы на вымогательство взяток инспекторами, с другой — на загрязнение окружающей среды судами.

«Не имея возможности ждать и разбираться, судно пошло, выплатив штраф. Но вопросы остались. Такие ситуации возникали и возникают постоянно. Мириться с этим не хочу и не могу», — написал Фирсов.

Он призвал судовладельцев назвать конкретные факты коррупции, озвучить цифры и фамилии. Фирсов заверил, что готов к решительными и кардинальным мерам по борьбе с коррупцией.

Коррупционные схемы 

Представители судовладельцев на встрече рассказали о самых популярных коррупционных схемах в Одессе и регионе.

Главная — схема изолированного балласта. Изолированный балласт — это чистая морская вода. Она нужна для регулирования осадки судна. Балласт хранят в танках, он не соприкасается с грузовой и топливной системами, чтобы не загрязниться.

Суда могут беспрепятственно сбрасывать изолированный балласт за пределами 12-мильной зоны. Единственный аргумент, чтобы запретить сброс — обнаруженные в воде загрязнения. Именно их «находят» жаждущие взяток инспекторы. 

Официальная системы оценки таких загрязнений нет. Штрафы — от нескольких тысяч  до нескольких десятков тысяч долларов США.

В суде владельцы чаще выигрывают при оспаривании решений инспекторов по изолированному балласту. Государство в итоге обязано возместить судовладельцам не только уплаченные штрафы, но и потерянные во время простоя в порту деньги.

Это долго, в бюджете Украины часто не хватает для этого средств. Поэтому судовладельцы решают просто не пускать экоинспекторов на борт. Закон позволяет им это, но инспекторы иногда пытаются прорваться к судам с применением силы. 

Один из приемов экоинспекторов-вымогателей — создать «обращение граждан», которые якобы проживают в Крыму. Проверить его достоверность фактически невозможно.

«Инспекторы приходят с бумажкой, что какая-то бабушка увидела, что есть нефть. Видимо, она в бинокль это увидела. Поэтому она подает заявление»,  — заявил представитель компании «Транссервис».

Егор Фирсов парировал: обращение может написать и условная «бабушка», и житель Крыма.

«Все граждане Украины имеют право на безопасную окружающую среду и могут его таким образом реализовывать», — заявил Фирсов.

Этим и злоупотреляют инспекторы, забывая, что являются лицом страны. Ежегодно доверие международных партнеров к Украине падает из-за коррупци.

«Мы обратимся в центр по контролю коррупции в портах, капитаны отсылают туда информацию. При желании, можно получить рапорты от капитанов, запросить дополнительную информацию у пострадавших от коррупции. Стыдно, что наша страна постоянно теряет авторитет на международном рынке», — заявил представитель компании «Фрамшиппинг».

Нигерия, Сомали, Украина

Но судовладельцам работать надо. Некоторые решают просто заплатить взятку и жить дальше. Вымогательство одесских инспекторов — не секрет во всем мире. В договорах мировых страховых компаний появляются прописанные риски не только относительно Нигерии и Сомали, но и Украины.

Это значит, что убытки, связанные с портовыми властями или экологической инспекцией страховка не покрывает.

«Это означает, что проблема всем известна и вынесена за рамки закона», — заявил член правления коллегии юристов морского права Украины Евгений Сукачев.

В итоге некоторые судовладельцы просто отказываются работать в Украине. Страна теряет деньги.

«После Януковича не произошло никаких изменений. Экспедиторы продолжаются сталкиваться с коррупционными схемами. Меняется руководство, но система остается. Это организованная коррупционная группировка», — заявил гендиректор международной ассоциации экспедиторов Виктор Берестенко.

Глава общественной природоохранной организации «Зеленый лист» Владислав Балинский заявил, что справедливая и правильная борьба крупного моретранспортного бизнеса с коррупцией в какой-то мере дискредитирует всю природоохранную отрасль и институт государственной власти в целом.

Балинский считает, что параллельно с антикоррупционной борьбой необходимо повышать суммы штрафов за загрязнение окружающей среды и расширять полномочия природоохранных органов.

«Если мы посмотрим на европейскую практику, то мы увидим наравне со строгим регламентом проверок, значительно большие суммы штрафов и большие полномочия природоохранных органов. Там не существует таких проблем, как доступ на объекты проверки, низкий социальный статус и слабая защищенность инспекторов. Бизнес должен способствовать развитию государственных  институтов и подставлять плечо, там где это необходимо. Ведь, часть перевозок — пассажирские. Туристы могут перестать к нам ездить как из-за проблем с коррупцией, так и из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды», — считает Балинский.

Методы борьбы

Виктор Берестенко попросил Егора Фирсова провести служебную проверку и отстранить от должностей верхушку морской экоинспекции в Одессе. Также он предложил ввести должность омбудсмена от бизнеса, который бы напрямую передавал информацию от предпринимателей, пострадавших от коррупции.

Представители бизнеса предложили принять новые условия и регламент проверок, чтобы исключить коррупционную составляющую.

Во-первых, по примеру других стран отменить проверку изолированного балласта. Если такой вариант не уместен — хотя бы отменить проверку вод, которые судно набирала в Черном море при заходе в черноморский порт.

Во-вторых, фиксировать нарушение вначале должен представитель АМПУ. Только потом он должен привлечь экоинспекцию. Такая норма в действующем законодательстве есть, но игнорируется.

Егор Фирсов заявил о необходимости создать рабочую группу, которая будет работать при Госэкоинспекции в Киеве. В нее войдут представители одесской экоинспекции, Облгосадминистрации, бизнеса и судоводителей, АМПУ и общественности. Фирсов предложил добавить в группу силовиков от СБУ или прокуратуры, присутствующие — ученых.

«Функционал этой группы – разобраться с прошлой историей, но главное – сформулировать новые правила игры между экоинспекцией и представителями бизнеса. И внедрить это. Эти правила мы передадим Кабмину или, если надо, в Верховную Раду, чтобы она приняла новые нормы. Чтобы это были правила игры, закрепленные на законодательном уровне», — объяснил Фирсов.

Увольнения

Егор Фирсов в ходе встречи предложил начальнику Госэкоинспекции в Одесской области Владимиру Кардашу и начальнику Госэкоинспекции Черноморско-Крымского округа Александру Ставнийчуку уволиться по собственному желанию.

«На самом деле, нет доверия и обстановка накаленная. В таких ситуациях нормально работать дальше будет очень и очень сложно», — аргументировал предложение Фирсов.

Кардаш и  Ставнийчук отказались. Фирсов объяснил начальникам местных экоинспекций, что будут инициированы проверки документов, в результате которых могут быть начаты уголовные производства. Тогда отстранения от должностей, но уже по статье, будет не избежать.

«Фактически каждый, кто жаловался, пришел с документами, судебными делами, решениями, подписанными актами.

Мы изучим все эти документы, будем искать там нарушения законодательства, и иногда сможем их обнаружить. Если мы найдем уголовные нарушения, то передадим документы в правоохранительные органы, и, я надеюсь,, там будут заведены уголовные дела и мы будем вынуждены отстранить этих руководителей», — заявил Егор Фирсов.

Полная неэффективность экоинспекции

Экоактивист Владислав Балинский обратил внимание Егора Фирсова на неспособность местной экоинспекции защитить объекты природно-заповедного фонда. По мнению Балинского, это лишний раз доказывает неэффективность и коррупционность инспекторов.

«Например, фактически застраивается Лузановский лес в Лесках, а это объект природно-заповедного фонда. Вопрос не в том, что руководство инспекции хочет или не хочет этого делать. Они не могут так как работают в системе. И речь тут идет о мега коррупции. Как и в ситуации с рыбной мафией. По моей информации, эту сферу контролируют как бывшие правоохранители, так и криминальные авторитеты. Например, бывший подполковник полиции Сомик и криминальный авторитет Грек», — заявил Балинский.

Он рассказал, что в нацпарке «Тузловские лиманы» перегородили акваторию и под видом работы гидротехнических сооружений нелегально добывают сотни тонн кефали. 

«Этот вопрос неоднократно поднимался инспекцией, но она находится под давлением представителей силовых структур», — рассказал Владислав Балинский.

Экоактивист также уверен, что необходимо восстановить и сделать прозрачным институт общественных инспекторов.

«Этот институт полностью закрыт. Возможно, в Одесской области какие-то инспекторы остались, однако, есть информация что под прикрытием “общественности”, осуществляется крышевание браконьерства и давление на малый бизнес! Важно также осуществлять контроль за зелеными насаждениями. У инспекции до этого руки не доходят. При том все застройщики пытаются захватывать прибрежные территории и зеленые зоны. Также надо проверить ситуацию с выдачей лицензий предприятиям, которые загрязняют окружающую среду», — заявил Балинский.

Егор Фирсов предложил Владиславу Балинскому стать членом рабочей группы, которая будет создана в Киеве. Глава ОО «Зеленый лист» будет контролировать природоохранные органы от общественности.

Поділитись на:

Facebook
Twitter

Напишіть відгук

Email: zeleniy.list1@gmail.com 
Тел:  +38 098 444 94 49