Одесская областная организация "Зеленый лист"

Декларация по причине смерти человека на строительстве дельфинария «Немо» в Одессе.

Автор:"Зеленый лист"

Декларация по причине смерти человека на строительстве дельфинария «Немо» в Одессе.

Заявление Центра гражданских свобод и общественной организации “Зеленый Лист” относительно смерти Вадима Павлюка на строительстве дельфинария «Немо» 12 января 2019 года, Одесса.

12 января 2019, согласно информации, опубликованной отделом коммуникации ГУНП в Одесской области, на территории строительства вблизи дельфинария «Немо» погиб рабочий Вадим Павлюк.

Человек, его жизнь и здоровье провозглашены в Украине наивысшей социальной ценностью, а государство гарантирует гражданам соблюдение этих прав. К сожалению, события 12 января 2019, когда на территории строительства корпуса отеля дельфинария «Немо» погиб рабочий Вадим Павлюк, свидетельствуют о грубом нарушении этих прав и о невыполнении государственными органами своих обязанностей. Об этом говорится в совместном заявлении ОО «Центр гражданских свобод» и ОО «Зеленый лист». Авторы заявления требуют от руководства полиции Одесской области провести эффективное и беспристрастное служебное расследование для выяснения всех обстоятельств по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками Национальной полиции Украины, присутствовавших на месте событий 12 января 2019.

Обстоятельства смерти Вадима Павлюка и недопуска на место происшествия кареты скорой помощи по вызову 101 привели к общественному резонансу и публичным комментариям правоохранителей. 13 января на странице спикера ГУНП в Одесской области Руслана Форостяка в Facebook было опубликовано первое объяснение о том, что информация относительно несчастного случая поступила в дежурную часть примерно в 15:45, а уже в 16:15 на месте была скорая, которая констатировала смерть и сообщила об этом в полицию. По его словам, после получения официальной информации на место была направлена ​​следственно-оперативная группа Приморского ОП, в 16:45 была на месте [1]. Впоследствии, 15 января, пресс-секретарь сообщил, что кареты скорой помощи на место происшествия приезжали трижды [2]: в 15:15 (бригада по вызову 101, которая, по словам спикера, не зашла на территорию), в 16:15 (бригада, вероятно частной скорой помощи, констатировала смерть за комментарием, который мы цитировали выше) и около 22 часов (бригада по вызову 101, для чего она прибыла на место происшествия в комментарии не идет).

В противовес версии правоохранителей главный врач «Одесского областного центра медицинской помощи и медицины катастроф» Владислав Терлецкий утверждает, что первый вызов скорой был зафиксирован в 15:03. По его словам, первая карета с бригадой отправилась на место происшествия, но была допущена на территорию около 15:15 с обоснованием, что там уже работает частная скорая помощь. В комментарии он также отмечает факт повторного препятствия допуску медиков из кареты скорой помощи, которая прибыла по вызову в 22 часа [3], со стороны неизвестных лиц. Прибытие на место происшествия кареты, вероятно частной скорой помощи, которая, согласно комментария представителя ГУНП в Одесской области, констатировала смерть в 16:15, пока не нашло своего подтверждения.

Тем не менее, даже в этих обстоятельствах остается открытым вопрос недопуска медиков в течение часа между 15:15 (приезд бригады по вызову 101) и 16:15 (приезд бригады, вероятно, частной скорой помощи, о которой говорится в комментарии пресс-секретаря) для оказания медицинских услуг пострадавшему.

Одесскими правоохранителями проводится расследование в рамках двух открытых уголовных производств. Информация о решении вопроса внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований по ч. 2 ст. 272 (нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью) Уголовного кодекса Украины появилась в 22:50 12 января на сайте Национальной полиции [4]. Уголовное производство по части 3 ст. 135 УК (оставление в опасности, повлекшее смерть человека) было начато лишь 16 января 2019 [5].

Дать оценку действиям правоохранителей и медиков осложняет отсутствие фото и видеоматериалов с места происшествия в промежутке между 15 и 21 часами. Тем не менее, группой общественного наблюдения «ОЗОН» были проанализированы показания и комментарии присутствующих на месте происшествия журналистов, активистов и односельчан погибшего, фото и видеоматериалы с места событий, которые были осуществлены после 21 часов (опубликованы в социальных сетях, общей продолжительностью 2 часа 28 мин). В частности, видеозаписи фиксируют различия между комментариями правоохранителей и присутствующих на месте трагедии свидетелей-односельчан. Односельчане погибшего утверждают, что до прибытия журналистов следственно-оперативная работа фактически не проводилась, а скорую помощь не допустили на территорию [6].

Таким образом, в соответствии со всеми вышеизложенными фактами, выяснения реальных обстоятельств вызова скорой помощи, недопуска медиков на место происшествия и реальное время фиксации факта смерти требует отдельного внимания следствия.

Кроме того, опубликованые фото и видеоматериалы с места события позволяют сделать вывод о ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей присутствующих правоохранителей. Видеозаписи с места событий свидетельствуют о нарушении правоохранителями Закона Украины «О Национальной полиции Украины» в частях, касающихся надлежащего ответа на обращения граждан (названия фамилии, должности и специального звания) и ношение нагрудных знаков с номером специального жетона.

Также стоит отметить их бездействие во время препятствования деятельности журналистов неизвестными лицами на месте предполагаемого совершения преступления, а также совершенных этими лицами выстрелов вероятно из травматического пистолета [7]. Проанализированные материалы зафиксировали также и отсутствие правоохранителей у непосредственного места происшествия на момент прибытия журналистов в 21:00, хотя они должны осуществлять контроль за местом для предотвращения сокрытия причин смерти [8]. По свидетельствам присутствующих активистов и медиков, правоохранители также не реагировали на попытки неизвестных лиц помешать проезду на территорию строительства скорой помощи около 22:00 [9]. Непонятным также остается тот факт, почему на место происшествия сразу не были привлечены специалисты ГСЧС, которые могли бы профессионально выполнить работу по спасению человека. По словам полицейской, которая 12 января представилась следователем, действия с целью «вытянуть тело» на опасной строительной площадке осуществляли сами рабочие [10].

Следовательно, речь идет о бездеятельности или ненадлежащем исполнении правоохранителями возложенных на них законом функций. Кроме этого, даже предварительное изучение указанных обстоятельств и видео с места событий может свидетельствовать о возможном нарушении требований уголовного процессуального законодательства при проведении следственных действий по осмотру места происшествия и трупа.

В соответствии со статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как одна из гарантий права на жизнь определено позитивное обязательство государства по защите жизни конкретного лица от угрозы, о существовании которой были уведомлены эти органы «Решение ЕСПЧ по делу« Гонгадзе против Украины» , Заявление № 34056/02 от 8.11.2005 года, п. 164-165. Более того, как неоднократно указывал Европейский суд, обязательства защищать право на жизнь, а также принять надлежащие меры в связи с потерей жизни, косвенно требует проведения эффективного официального расследования, которое способно установить точные обстоятельства событий, а также выявить и наказать виновных (Решение ЕСПЧ по делу «Мосендз против Украины от 17.01.2013, Заявление № 52013/08, п. 94).

Учитывая вышеприведенную информацию требуем провести эффективное и беспристрастное служебное расследование для выяснения всех обстоятельств по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками Национальной полиции Украины, присутствовавших на месте событий 12 января 2019.

Председатель правления

ОО “Центр гражданских свобод”                                                                                              МАТВИЙЧУК О.В.

Председатель правления

ОО “Зеленый лист”                                                                                                                             БАЛИНСКИЙ В.М.

***

1.Комментарий представителя ГУНП в Одесской области Руслана Форостяка. См.:https://bit.ly/2B008ZH .

2. Комментарий представителя ГУНП в Одесскойй области Руслана Форостяка. См.: https://bit.ly/2RIUWnw .

3. Комментарий общественного активиста Владислава Терлецкого. См.: https://bit.ly/2HqyRW7 .

4. Официальный сайт Национальной полиции: https://bit.ly/2S3aKAS .

5. Официальный сайт прокуратуры Одесской области: https://bit.ly/2RLComI

6. Видеозапись со страницы общественного активиста Владислава Балинского. См.: https://bit.ly/2Dq0F90

7. Выстрелы из пистолета зафиксированы на двух видеозаписях. Видеозапись общественного активиста Леонида Иванышка. См.: https://bit.ly/2S5tu2q . Видеозапись общественного активиста Владислава Балинского. См.:https://bit.ly/2Ft3KYd .

8. Зафиксировано на видеозаписи. См.: https://bit.ly/2Dq0F90.

9. Комментарий и фотоматериалы активиста Владислава Балинского, которые зафиксировали препятствование доступу медиков на территорию в 22 часа: https://bit.ly/2W46dNL .

10. Комментарий полицейской на видеозаписи активиста Владислава Балинского. См.: https://bit.ly/2Dq0F90 .

Об авторе

"Зеленый лист" administrator

Оставить ответ