Три «дырявых мешка» по 1,5 миллиарда в бюджете Одессы.

Автор:Владислав Балинский

Три «дырявых мешка» по 1,5 миллиарда в бюджете Одессы.

С приходом финансовой децентрализации местные бюджеты значительно выросли. Уже несколько лет бюджет Одессы превышает 10 миллиардов гривен в год. Так, в текущем 2020-м году даже с учетом проседания экономики из-за пандемии COVID19 поступления в одесский бюджет запланированы на уровне 10,6 миллиардов гривен. А расходы – в размере 11,2 миллиардов гривен.

Вместе с тем, анализ городского бюджета показывает, что нынешние городские чиновники умело жонглируют цифрами, в результате – в казне образованы «дырявые мешки» по полтора миллиарда.

Подробности – в материале «Зеленого листа».

За что голосуют депутаты

Бюджетная документация с первого взгляда — «простыни» таблиц, цифр и кодов программной классификации. Но специалист за цифрами может увидеть несоблюдение бюджетного кодекса и различные теневые схемы.

«Зеленый лист» — это не только узкопрофильная общественная природоохранная организация. Мы уже не однократно показывали свою компетентность в самых различных направлениях, собрав экспертное сообщество волонтеров, которых не устраивают нынешняя ситуация в Одессе, где бюджет перевалил за 10 миллиардов, а проблем в городе от этого меньше не стало.

Поэтому мы решили присмотреться к одесскому бюджету. И выявили немало интересного.

Так, изучив проекты решений, касающиеся внесения изменений в бюджет, мы обратились к эксперту-аудитору и попросили его проанализировать и перевести с языка цифр возможные проблемы бюджета города.

Начнем с принятия бюджета. Согласно Регламенту работы одесского городского совета, который был принят текущим составом депутатов, предусмотрено, что проекты решений публикуются не позднее, чем за 20 рабочих дней до дня проведения пленарного заседания сессии горсовета.

Также важно отметить, что проекты решений доводятся до сведения депутатов и постоянных комиссий не позже чем за 10 дней до пленарного заседания совета. При этом правки к проектам решений можно включить в ходе сессии, предварительно проголосовав за это. Данной формулой, по всей видимости, и пользуются представители одесской власти, «проталкивая» нужное для них решение прямо на заседании.

Мэр Одессы Геннадий Труханов. Фото из сети

И проекты решения по одесскому бюджету в ходе сессии значительно видоизменяются – на сайте заранее публикуют один бюджет, а в итоге депутаты принимают бюджет с другими цифрами. Насколько каждый из депутатов в ходе сессии с учетом  правок вообще понимает, за что именно он голосует, вопрос открытый.

Для наглядности мы сравнили проект решения по бюджету Одессы, который был опубликован заранее, и проект решения в итоге принятый на сессии, состоявшейся 29 апреля 2020 года. Цифры впечатляют!

Сам собой напрашивается вывод: проект решения о внесении изменений в бюджет Одессы, который находится на официальном сайте Одесского городского совета, – это один документ, а проект изменений в бюджет, внесенный в сессионный зал, – абсолютно другой. При этом сами изменения к проекту бюджета нигде не выложены.

Поэтому возникает простой вопрос: за какие именно изменения в бюджете города голосовали депутаты?

Но кроме формы, важно также понять, для чего чиновники так «играют» с цифрами бюджета.

Как пояснил эксперт-аудитор, в одесском бюджете наиболее очевидны три проблемы, по полтора миллиарда каждая. Далее, для простоты, мы будем называть их тремя «дырявыми мешками одесского бюджета».

Квазирезервные фонды

Первое, что бросается в глаза, – это суммы средств, которые «резервируются» под кодами программной классификации для дальнейшего распределения расходов. Назовем их квазирезервные фонды.

Они представляют собой программы расходов, на которых формально разделены средства бюджета. При этом по данным программам фактические расходы не проводятся, а бюджетные средства путем внесения изменений в бюджет, о котором мы писали выше, перераспределяются на другие программы.     

Резервируют на одно, тратят — на «свое»

Стоит отметить, что с 2019 года в бюджете развития города таким образом были распределены значительные суммы без указания объектов.

В 2020-м году квазирезервные фонды превысили 1,5 миллиарда гривен. Для сравнения в 2019-м году – эта сумма была 1,3 миллиарда, в 2016-м – 833 миллиона гривен.

Бюджетная помощь для КП

Еще одна сомнительная схема от одесской городской власти – это капитальные трансферты в основном на коммунальные предприятия, которые нередко при этом показывают убытки.

В 2019 году в совокупности такие трансферты стоили одесским налогоплательщикам более 1,5 миллиарда гривен. Среди наиболее крупных получателей в 2019-м году — КП «Теплоснабжение города», ЖКСы, КП «Одесгорэлектротранс».

Данные о крупных трансфертах для наглядности мы собрали в таблицу.

НаправлениеСумма (в гривнах)Основные получатели
Обеспечение деятельности по производству, транспортировке, поставке тепловой энергии571 619 126КП «ТГО»
Организация благоустройства населеных пунктов426 577 786КП «Зелентрест», ЖКСы
Содержание и развитие наземного электротранспорта445 995 003КП «Одесгорэлектротранс»
Иные мероприятия, связанные с экономической деятельностью94 977 215Остальные КП
 Всего1 539 169 129 

Теневой бюджет

Третьим «дырявым мешком» в бюджете Одессы является недополучение средств от тех работников, которые получают зарплаты в конвертах, то есть, по сути, работают «в тени». Безусловно, напрямую обвинить представителей городской власти в теневом рынке труда невозможно. Вместе с тем, сам бизнес-климат в городе, включая поборы от чиновников и бюрократию, явно не способствует детенизации рынка труда.

Но вернемся к цифрам. В 2018-м году директор городского центра занятости Ольга Чумаченко 7 каналу сообщила, что почти половина трудоспособных одесситов работает неофициально. В количественном измерении эта цифра равна 200 тысячам человек.

Бороться с этим явлением, заявила директор центра занятости, должна инспекция по труду и департамент при горсовете.

Для города такая ситуация, по сути, катастрофична, поскольку бюджет недополучает внушительные поступления. При минимальной зарплате в 5 тысяч гривен Одесса недополучает 1,3 миллиарда гривен в год. А если отталкиваться от средней зарплаты по региону, которая, согласно данным Минфина, на август 2020-го превысила 10 тысяч гривен, «дыра в бюджетном мешке» Одессы еще больше, и превышает 1,5 миллиарда гривен.

Об авторе

Владислав Балинский editor

Оставить ответ