Пока затонувший танкер «Делфи» у побережья Одессы продолжает там находиться, он представляет постоянную угрозу для окружающей среды. Несмотря на то, что судно на момент катастрофы было пустое, на стенках танкера, созданного еще в 70-е годы прошлого столетия, остаются нефтепродукты, которые загрязняют море и воздух.
Детально об этом рассказал глава общественной организации «Зеленый лист» Владислав Балинский.
Как отмечает эколог, объем танков «Делфи» достаточно большой — около 1700 кубических метров. Эти танки использовались для перевозки дизельного топлива, мазута и различных масел.
«Для таких фракций нефтепродуктов характерно, так называемое желирование, то есть оседание на стенках танков. Причем это оседание исчисляется сантиметрами, а иногда и десятками сантиметров на стенках танков. Даже если не учитывать оседание, то в танках всегда остается несливаемый осадок. Этот «мертвый» осадок там составляет больше пяти тонн. А если еще посчитать остаток на стенках, то эта цифра значительно увеличится», – объясняет Владислав Балинский.
Если говорить о сумме ущерба, который нанес танкер «Делфи», то ее на данный момент подсчитать крайне сложно — загрязнение не фиксировалось каждый день; в зависимости от направления ветра пятна нефтепродуктов могли перемещаться как в сторону моря, так и на берег, соответственно расчеты ущерба уже неточны:
«Большая часть разливов не была зафиксирована. Также стоит отметить, что такса на подобные загрязнения в Украине сильно занижены. Это делалось специально, таким образом лоббируются интересы промышленных групп. Эти таксы необходимо пересмотреть и увеличить, как минимум, в 10 раз».
Что с танкером делать дальше?
Его надо убирать из акватории Черного моря, но все зависит от способа. По мнению Владислава Балинского, разрезать танкер в воде крайне небезопасно:
«Есть опасность техногенной катастрофы. Огневые работы запрещены на танкерах. Чтобы их проводить, необходимо дегазировать судно и танки. А в условиях пляжной зоны это сделать невозможно. Как альтернатива есть планы подъема судна — расчистить дно, загерметизировать внутренние помещения и танки, откачать воду, повышая естественную плавучесть танкера».
Кроме того, эколог объясняет, что решать вопрос с судном нужно в срочном порядке — танкер в условиях соленой воды быстро поддается коррозии, поэтому оставлять его в качестве арт-объекта у одесского пляжа опасно:
«Я когда плавал под судном, уже находил свищи, которые образовались фактически в ватерлинии, их много. Поэтому судно будет корродировать очень быстро. Его надо обрабатывать постоянно, красить. Кто этим будет заниматься? В противном случае от него будут откалываться куски металла, которые также представляют угрозу».
Владислав Балинский также отмечает, что если будет использоваться метод подъёма танкера на баржу плавучим краном, то очень важно предварительно откачать и утилизировать внутреннее содержимое трюмов и танков. Во-первых, оно будет утяжелять судно, а, во-вторых, оно может стечь и сильно загрязнить акваторию пляжа.
Тендер не состоялся
При этом эколог подчеркивает, что ситуация с танкером уже стала поводом для политического пиара:
«Нужно исключить коррупционную составляющую в вопросе подъема танкера. Мы уже видели заигрывание Администрации морских портов Украины с судовладельцем. Хотя, по факту, танкер не был оформлен юридически, он является пиратским судном-нарушителем».
Из материалов расследования катастрофы известно, что судовладелец не продлил документы на судно, которое имело порт приписки в Молдове, в 2018 году. За год до этого танкер “засветился” в расследовании о загрязнении нефтепродуктами акватории Белгород-Днестровского порта. Судовладелец никакого наказания по этим делам не понес.
Стоит отметить, что 23 июля Администрация морских портов Украины (АМПУ) объявила тендер на ликвидацию танкера “Делфи”. Но конкурс так и не состоялся – АМПУ изучила документы шести компаний, подавшихся на торги, все они якобы имели проблемы с документами.
Торги отменили. А 10 августа АМПУ подписало трехстороннее соглашение с двумя компаниями ООО “Бруклин-Киев” и ООО “Краншип” на проведение работ по подъему затонувшего судна. Работы будут выполняться за счет компании “Бруклин-Киев”.
На данный момент уже начались подготовительные работы.