После неудачной попытки убрать танкер «Делфи» с одесского побережья судовладельцем к делу подключилось госпредприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), уже объявив тендер на 24,6 миллионов гривен.
Экоактивисты написали открытое письмо. Они бьют тревогу и предупреждают об опасности техногенной и экологической катастрофы.
Детали — в материале «Зеленого листа».
В обращении экоактивистов указано, что Одесса находится на пороге масштабной экологической катастрофы, которая может стать следствием необдуманных и безответственных действий руководства АМПУ по удалению из акватории Одесского морского порта нефтеналивного танкера «Делфи».
Как известно, судно село на мель в 70 метрах от берега в районе пляжа «Дельфин» еще 22 ноября 2019 года.
Во время крушения из танкера выпали три бочки с нефтепродуктами. В результате этого, по официальным данным, содержание нефтепродуктов в воде вокруг судна превышало норму от 53 до 157 раз.
В июне 2020 года был зафиксирован еще один эпизод загрязнения морской воды нефтепродуктами с танкера, после чего комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций одесского городского совета 25 июня закрыла пляж «Дельфин» для отдыхающих.
При этом сразу после крушения в ноябре 2019 года одесские экологи настаивали: для избежания техногенной катастрофы и уменьшения загрязнения акватории пляжа «Дельфин» в срочном порядке необходимо провести ряд мероприятий. Во-первых, обследовать технические помещения и танки судна на предмет количества остатков загрязняющих веществ. Далее задраить по возможности все двери внутренних помещений судна, а также проверить и в случае необходимости загерметизировать 13 ёмкостей танкера общим объёмом около 1700 м3, которые предназначались для транспортировки дизтоплива, мазута и масел.
Необходимо собрать и утилизировать льяльные воды, находящиеся в затопленном машинном отделении. И, наконец, организовать периметр боновых заграждений.
Судовладелец, а также представители государственной власти, ГП «Администрация морских портов Украины», органы местного самоуправления проигнорировали рекомендации экологов. За восемь месяцев, прошедших с момента катастрофы, никто ничего не предпринял для удаления затонувшего танкера. Тем самым были нарушены не только украинские законы, защищающие экологические права граждан нашей страны, но и международные морские конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78, которые Украина подписала и обязана выполнять.
Также экоактивисты предлагали для облегчения эвакуации танкера провести следующие подготовительные работы: срезать с «Делфи» палубные надстройки для смещения центра тяжести и облегчения постановки на ровный киль. Ткже необходимо расчистить дно под килем с использованием земснаряда.
Для заведения понтонов и приданию судну положительной плавучести нужно организовать опорные перемычки внутри трюмных помещений судна. Откачать содержимое затопленных танков и герметизированных помещений, для придания судну положительной плавучести.
И, наконец, снимать судно с мели лебёдками, растянув буксиры на якорях и используя эффект раскачки.
Однако, руководство АМПУ и созданная при Одесской ОГА комиссия разрешили судовладельцу самому выбирать метод подъема танкера и компанию-исполнителя работ, проигнорировав рекомендации экологов и очевидную опасность загрязнения акватории пляжей.
Судовладелец привлек для подъема судна компанию ТОВ «Смарт Марин Концепт», которая не справилась с задачей. Более того, в Черное море вылилось значительное количество нефтепродуктов по причине ряда просчетов.
Так, в пункте 2 проекта плана производства работ (ППР) 001/2020 от 28.05.2020 компания подрядчик описала установку около 300 метров боновых заграждений. Как все убедились позже, боновые заграждения были установлены неверно. Это привело к растеканию нефтепродуктов 18-19 июля за огороженный периметр.
В пункте 5.1 этого же ППР ТОВ «Смарт Марин Концепт» в качестве одного из способов увеличения плавучести танкера Delfi предложило использовать частично затопленные грузовые танки 8,11, 14 правого борта. Предлагалось открыв танки под водой, завести сквозь наливные горловины понтоны и накачать их воздухом.
По мнению экологов, именно эти действия и привели ко вполне прогнозируемому масштабному выбросу нефтепродуктов 18-29 июля.
Окружающей среде был нанесен максимальный за все время аварии ущерб.
Это подтверждает и Государственная экологическая инспекция в Одесской области, специалисты которой регулярно снимают пробы воды вокруг судна. В частности, 25 июля, сразу после неудачной второй попытки подъема танкера, было установлено превышение нормативов предельно допустимых концентрации нефтепродуктов в 4,8 раз.
При этом танкер «Делфи», который, по документам, принадлежит британской компании «Mister Drake PC», а зарегистрирован в Молдове, уже не впервые попадает в сомнительные истории.
Как следует из итогов
Топливо оформляли как транзитный груз или как экспортную продукцию Одесского нефтеперерабатывающего завода, а на самом деле реализовывали в Украине. Это позволяло уклоняться от уплаты налогов.
В контрабандных перевозках танкер мог принимать участие до 2018 года, после чего его отбуксировали в нейтральные воды у порта «Южный». Корабль мог работать в качестве «черного бункеровщика» — заправлять другие суда топливом без акцизных пошлин и налогов.
Кроме того, в 2017 году танкер «Делфи» «засветился» в расследовании о
Примечательно, что расследование ничем не закончилось. А всего через несколько лет произошла масштабная катастрофа у одесского побережья.
По информации издания
Как известно, две попытки снять «Делфи» с мели — 18 и 24-25 июля 2020 года — окончились неудачей. Обследование судна, проведенное руководителем общественной организации «Зеленый лист» Владиславом Балинским 19 июля, показало, что:
1. Горловины девяти танков нижней палубы, в том числе, трёх затопленных — 8, 11, 14, находятся в открытом состоянии.
2. В районе кормовой части судна в периметре, частично ограниченном бонами, находится большое пятно нефтепродуктов, в том числе тяжёлых фракций. Растянутые по всему периметру боны травят воздух и теряют плавучесть, не обеспечивая локализацию вытекающих из открытых танков нефтепродуктов внутри периметра.
3. Сбор и адсорбция нефтепродуктов, равно как и мониторинг состояния боновых заграждений, совершается несистематически, поэтому в карманах на момент осмотра накоплены сотни литров нефтепродуктов различных фракций.
На заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям 25 июля 2020 года ситуация с танкером признана как чрезвычайная местного уровня.
При этом, не дожидаясь последней попытки поднять танкер судовладельцем, АМПУ 23 июля объявила открытые
Немало вопросов и об источнике финансирования данных работ.
27 июля в центральном офисе «Администрации морских портов Украины» состоялся брифинг председателя Одесской ОГА Максима Куцого и главы АМПУ Александра Голодницкого, посвященный дальнейшим шагам по поднятию танкера «Делфи». Глава АМПУ сообщил, что поступило предложение от одной из турецких компаний с конкретным планом работ. Согласно этому плану, танкер разрежут на две части и удалят сначала носовую, а затем и кормовую часть судна.
Но ни один из спикеров на брифинге не смог ответить на вопрос, каким образом государство компенсирует затраченные на подъем судна деньги с его владельца. А самое главное — как из танкера удалят нефтепродукты.
Кроме того, данный способ поднятия и удаления танкера грозит техногенной и экологической катастрофой.
Как отмечают экологи: нельзя резать танкер в условиях открытой пляжной зоны города. Это грозит разливом многих тонн мазута, масел и дизтоплива, которые до сих пор находятся в несливаемом остатке 13 танков общим объемом 1700 кубометров. По подсчетам экспертов, на стенках танков судна «Делфи» на сегодня может находиться более 5 тысяч литров нефтепродуктов в виде осадков и остатков.
Грубейшим нарушением техники безопасности будут работы на танкере, связанные с открытым огнем, который возникает при применении газовых резаков, электросварки, дисковых турбин и т.д. без проведения, так называемой процедуры дегазации ёмкостей, согласно регламенту.
В этап дегазации входит откачка с танкера топлива, масла, льяльных вод и прочих нефтесодержащих жидкостей на берег или на специализированные суда. После этого нефтеналивные танки проветривают, с их стенок механически удаляют остатки топлива, смывают с переборок остатки нефтепродуктов струей горячей воды с одновременным откачиванием эмульсии. Затем в танки подается горячий пар, который смывает на молекулярном уровне остатки нефтепродуктов.
Возможно ли безопасное проведение всех этих работ в условиях, когда судно находится в десятках метрах от берега в воде и практически в городской черте? И почему, если это возможно, до сих пор не было проведено удаление остатков нефтепродуктов и дегазация танкера?
Также экологи подчеркивают: принимая во внимание историю злоупотреблений фактического владельца танкера «Делфи», можно с полной уверенностью предсказать невозможность взыскания с него баснословной суммы на производство работ более 24 миллионов гривен.
Сроки выполнения работ – ноябрь 2020 года – вообще ставят под сомнение возможность реализации такого сложного и небезопасного проекта из-за сильных осенних штормов.
При этом, уверяют экоактивисты, существуют намного более дешевые — в 8-10 раз — и совершенно безопасные с точки зрения экологии и техногенной безопасности проекты подъема танкера, не связанные с его разрезанием, которые даже не рассматриваются руководством АМПУ.
Учитывая все эти факты, общественная организация «Зеленый лист» выступает категорически против метода разрезания танкера «Делфи», поскольку это приведет к экологической и техногенной катастрофе.
Об авторе