5 августа 2021 члены Общественного экологического совета при ОДА встретились с руководством Службы автомобильных дорог Одесской области, чтобы обсудить намерение провести участок окружной дороги по пойменной часть лимана Куяльник. Со стороны Службы присутствовали начальник Дмитрий Рыбалка, его первый заместитель Сергей Лещенко и заместитель по проектным работам Владимир Коломийцев. С общественной стороны— Владислав Балинский( ГО “Зеленый лист”), Яна Титаренко (ГО”Закон природи” ), Сергей Братчук (ГО «Чорний тюльпан. Одеса»), Сергей Варламов (ГО «Товариство сприяння Збройним Силам України та Військово-Морському Флоту «Цивільний корпус «Азов»).
Встреча стала результатом общественного противодействия этим планам, в результате которого сформировалось движение “SOS Куяльник! Спасем одесское сокровище”, активисты которого собрали несколько тысяч подписей против четырехполосой новой дороги по пойменным лугам Куяльникаи и регулярно проводят мирные акции для привлечения внимания к данной проблеме.
Несмотря на то, что чиновники ссылаются на существование нескольких вариантов размещения новой окружной дороги Одесса/М-28/- Южный/М-14/, очевидно, что они намерены реализовать проект именно по Куяльнику. Остальные варианты удостаиваются упоминания, когда им задают конкретные вопросы, на которые ответа нет. Тогда звучит:” Об этом рано говорить, у нас есть четыре варианта, мы пока выбираем”. Хотя очевидно, что выбирать уже некогда, пора открыть карты.
Почему же одесский “Укравтодор” в лице начальника Дмитрия Рыбалки и остальные чиновники так отчаянно и настойчиво лоббируют этот вариант прохождения окружной дороги?
Вариант, который явно нарушает экологическое законодательство и вызывает негативный общественный резонанс и сопротивление жителей Одессы и области. Почему тщательно скрывают, что деньги на по программе “Велике Будівництво ” уже “зашли” на счета “Укравтодора” еще в начале 2021 года. Было зачислено более 2,5 миллиардов гривен, несмотря на отсутствие конкретного проекта и понимания затрат. И тут возникает очень много вопросов.
В первую очередь, что мешает Дмитрию Рыбалке обнародовать эту информацию и открыто сказать, что если строительство дороги не будет начато в текущем году, то эти миллиарды будут перенаправлены в другую область? И кто будет виноват — долгоиграющие коррупционные планы на застройку Куяльника или экологи и жители, которые против этого?
Вопросы к Дмитрию Рыбалко:
-Считаете ли вы, что проект пройдет оценку вплива на довкилля в Министерстве экологии?
-Сможете ли вы учесть все требования санитарной зоны?
– Почему вы ссылаетесь на одни и те же ДБНы, критикуя проект строительства дороги по временной дамбе Хаджибеевского лимана и продвигая прохождение дороги по Куяльнику?
– Как вы планируете провести дорогу по отметке минус 10 метров от уровня моря?
Вместо ответа на данные вопросы глава одесского “Укравтодора” Рыбалко разразился длинной тирадой ( на отметке с 14.03-19.39), в которой зачем-то доказывал, что объездная необходима, и утверждал( без аргументов), что остальные варианты могут затянуть начало строительства на пять лет, учитывая “перенесение коммуникаций, снос зданий и выкуп земли”.
К сожалению, он не стал останавливаться подробно на земельном вопросе. Однако эта тема подробно раскрыта в посте экс-депутата Лиманского райсовета Сергея Колодяжного от 13.08.21, который обнародовал информацию о том, что хозяевами девяти земельных участков общей площадью около 8 тысяч гектаров являются близкие родственники чиновников Красносельского сельсовета и нотариус, которая оформляла сделки по земле. Действительно, “проблемы с выкупом” их земли не будет, поскольку чиновники понимают, что максимально дорого им заплатят только в случае проведения там новой дороги и ждут золотого дождя от “Укравтодора”. Застройщики, в свою очередь, тоже очень ждут этой дороги, чтобы окружить лиман высотками.
Владислав Балинский считает, что разработка проекта, где дорога пройдет по пойме Куяльника, будет напрасной тратой бюджетных средств и затягиванием времени:“Это заведома неисполнимый проект. Вопрос не в общественниках, а в том, что есть объективные вещи: на сегодняшний день Куяльник —это объект Смарагдовой мережи, а это означает евроинтеграционные обязательства. Также это объект водного фонда, регулируемый Водным кодексом. В третьих, с 2019 года Куяльник — это здравница национального значения. И, в конце концов, проект Национального парка Куяльник ожидает подписи Президента Украины. А по закону о ПЗФ объекты, проекты которых уже поданы на изменение статуса, автоматически принимаются под охрану до подписания Указа.”
Дмитрий Рыбалко (с отметки 22.00) пытался сохранить лицо: ” ..речь идет о глобальном обходе Одессы. Как мы будем идти по отметкам минус 10 метров? Добавим плюс десять метров эстакады. Существует масса инженерных решений. Каким образом—чтобы не быть голословным, я могу сказать, что исключительно на стадии разработки рабочей документации, будет понятно, можно будет сказать, каким образом будет сделано”.
Владислав Балинский: “2,5 километра эстакад? А как же вы просчитали рентабельность, как вы оценили, чтобы сказать, что эта дорога экономически самая выгодная, если вы еще не знаете, сколько на нее будет потрачено?”
Неизвестный чиновник в голубом (на отметке 23.21): ” Вы такие вопросы задаете, которые не соответствуют…ничему не соответствуют…. у нас есть 4 варианта, и каждый из четырех вариантов имеет определенную свою особенность, от вдоль Куяльника и до того(варианта), который многие демпингуют… то есть, продвигают, — вдоль железнодорожных путей. Там тоже есть своя флора и фауна, и там тоже встанет экологический вопрос. Для этого мы заключили договор на проектирование. Проектная организация будет выдавать определенный показатель, на основании которого будет приниматься решение. Сейчас не надо задавать вопрос, как мы собираемся конструктивно пойти по тому варианту, который один из четырех!”
Логичным завершением бурного обсуждения стало требование к чиновникам наконец ознакомить общественность с другими предпроектными вариантами для спорного участка дороги, о которых они так часто упоминают. Дмитрий Рыбалка согласился с этим требованием, однако за прошедшие три недели не вышел на связь, несмотря на то, что времени у него практически нет.
Мы продолжаем следить за ситуацией.