Источник.
Удивительно, но масштабная и довольно качественная реставрация Потёмкинской лестницы состоялась в годы становления СССР: 1925-1933 годы. Одна лишь выдуманная сцена немого кинофильма Сергея Эйзенштейна “Броненосец “Потёмкин”” снятого в 1925 году сделала лестницу символом революции тем самым подарив ей вторую жизнь . Это позволило сохранить бесценный памятник архитектуры и придало Потёмкинской лестнице нынешний вид.Так, Олег Губарь пишет: “На мраморной табличке, вмонтированной в парапет, сообщается о реставрации бульварной лестницы в 1933 году. На самом же деле реставрационные работы продолжались, по крайней мере, восемь лет – максимум по три лестничных марша в сезон. Так, к концу августа 1928 года было готово четыре пролета. Гранит доставлялся из Первомайска, а обтесывался в Одессе. Расходы составляли 10.000 рублей за один марш в 20 ступеней”.
2. Произошло выпадение многих гранитных ступеней из ложа, что привело к нарушению нахлёста (принцип черепичной укладки) и образованию щелей, что в свою очередь способствует хроническому намоканию конструкции в целом.
3.Внушительные сталактиты, сталагмиты, кальцитовые натёки и влага на потолке, полу и стенах арочных галерей Потёмкинской лестницы указывают нам на то, что протекает здесь уже давно и достаточно серьёзно. Наличие надписей на стенах позволяет датировать возникновение проблемы намокания конструкции точнее. А именно, примерно с 2000-х годов!
4. Все поперечные галереи изначально были сквозными.Их частично заложили во время строительства фуникулёра в 1901-1902 годах и при реставрации в конце 20-х годов прошлого века.Это ухудшило первоначальную эстетику Гигантской лестницы и нарушило естественную вентиляцию, которая способствовала просыханию стен и основания всей конструкции наклонного моста.
5. Деформация несущих конструкций лестницы (наклонного арочного моста) уже приобрела необратимый характер и может быть приостановлена только комплексом мероприятий:
А) Восстановление ложей и полная переукладка всех ступеней. Восстановление покрытия межпролётных площадок. Восстановление парапета.
Б) Армирование и укрепление арочных сводов поперечных галерей. К сожалению, некоторые арки уже перестали осуществлять несущую функцию и несколько нижних (более длинных ) лестничных пролётов заметно провисли. Для понимания причин, необходимо комплексное инженерно-геологическое исследование . В конечном итоге, данные провисы необходимо будет исправлять…просто подпорками уже не обойтись.
С) Возобновление вентиляции поперечных галерей путем удаления возведенных заглушек и гидроизоляция основания известняковой кладки несущих стен, что предполагает в том числе, проведение масштабных земельных работ так как боковая часть лестницы со стороны фуникулёра на 2\3 засыпана землёй.
Неужели, при таком количестве строительных инвестиций в современной Одессе, нельзя было заложить на своевременный ремонт этого символа состоятельности и успешности города -Потёмкинской лестницы всего лишь 1/100 часть денежных средств от суммы затраченной на её строительство в 1835-1842 годах или 1\10 часть от суммы масштабной реставрации в 1925-1933 годах? Во время постройки этого шедевра, граф Воронцов безвозмездно вкладывал и свои личные средства. Время его правления вошло в историю как “Золотой век” Одессы. Интересно, как будут называть современное время правления нынешних политиков наши потомки лет через сто? Одесса,держись!!!