Дорога государственного значения, или восемь километров национального позора

Последние 15 лет, как минимум, Одесса и область перманентно спасают Куяльницкий лиман, который сильно обезводел как по климатическим причинам, так и по причине ненадлежащего хозяйствования. Последнее состоит в разборе воды, которая должны поступать в лиман, на ирригацию, прудовые хозяйства, в удалении растительности и распашке прибрежных защитных полос, в добыче песка карьерным способом, чаще всего незаконной.

Не берусь утверждать, что устранение хозяйственной проблемы способно полностью решить проблемы Куяльника, скорее всего нет, но могла бы значительно продлить его жизнь. Увы, процесс спасения преимущественно состоял из слов и освоения денег на исследования, но потом включилась реанимационная мера в виде подливания в него соленой воды из моря.

Впрочем, вскоре всех этих проблем не будет. Не нужно будет тратить сотни миллионов гривен на открытие вентиля, подающего воду из моря. Не нужно будет зарывать пруды и возвращать прибрежным защитным полосам нормальный режим использования. Куяльник умрет, но умрет не сам, не от бездействия, как думают некоторые. Он умрет от «Великого будівництва» дороги государственного значения длиной целых 8 километров, которые кто-то решил проложить прямо по плавням лимана, исключительно по ним и никак иначе.

Вдумайтесь, целых 8 километров и государственного значения! Туда, где если бы спасение Куяльника состоялось, могла бы быть вода. Больше ее не будет. Те, кто не смог навести порядок на реке Б. Куяльник, не только не наведут его на дороге, а будут лично следить, чтоб уровень воды в лимане не поднимался.

При строительстве дорога обогатит лиман щебнем, цементом, битумом, асфальтом и прочим строительным мусором. Готовая дорога отрежет территорию водосбора, но добавит к лечебным грязям и рапе немного несгоревшего дизтоплива и сажи, машинных масел, двуокиси углерода и других дорожных прелестей, смываемых дождями. Не думаете же вы, что можно отвести ливневые стоки с глубины 10 м ниже уровня моря в централизованную канализацию или нормально очистить их. Особенно при таких профилях дороги. Нет, все это достанется Куяльнику.

Умрет и курорт, хотя может и не умрет, а перепрофилируется в курорт для умалишенных.

Это, как и все большие преступления, совершается для людей и во благо людей, как говорят исполнители. Однако в данном случае люди их не поняли – ни жители местных общин, ни жители Одессы, и стали сильно интересоваться содержанием Генерального плана села Корсунцы.

При чем здесь генплан?

Для полного понимания происходящего необходимо вернуться немного назад. 5 января 2021 состоялись общественные слушания по Генеральному плану села Корсунцы и Отчету о стратегической и экологической оценке. Как вдруг, тут другое слово и не применишь, прямо на голову общественных обсуждателей «свалились» 4 варианта объездной дороги, что и вызвало бурное обсуждение. Вот как об этом сообщает сайт Красносельской ОТГ.

Как видим, сам проект Генплана, ради которого собирали весь честной народ, ни единого замечания не вызвал, чего, по многим причинам, нельзя сказать о вопросе дорожном. Во-первых, если Генплан был готов, а он должен был быть полностью готов перед вынесением на слушания и даже согласован с различными уполномоченными органами, то в нем должна была быть и проектируемая дорога государственного значения, решение о которой принято Постановлением КМУ № 738 от 19.08.2020. А во-вторых, какие такие 4 направления этой дороги «были предложены общине» на этапе утверждения генплана?

Конечно, это были те самые варианты, которые Служба автомобильных дорог презентовала еще в августе 2020 года, только тогда их было 3 + 1 (скромно названный альтернативным). Только теперь «альтернативный» стал основным. Забавный, хоть и не относящийся к теме, штрих состоит в том, что линия, изображающая этот вариант, за полгода перекрасилась из красного цвета в зеленый.

Естественно, обсуждение сразу же стало бурным! Легко представить себе реакцию жителей с. Корсунцы, которых вознамерились «отрезать» от Куяльницкого лимана автомобильной трассой шириной не менее 46 м, да еще и предложили это одобрить. Между тем, в проекте Генерального плана, опубликованного на сайте и прошедшего стратегическую и экологическую оценку, проектируемая дорога таки была нанесена, и проходит она, как некоторые могли уже догадаться, по «желтому» варианту.

После общих, но весьма слабо мотивирующих и аргументированных слов, которыми дорожники уже больше года пытаются «впихнуть невпихуемое», решение вопроса было отодвинуто «до скорых встреч». Автору – человеку, который не присутствовал на этом мероприятии – трудно понять, предпринимались ли попытки склонить жителей к тому, что можно было бы подать как корректировка по результатам общественных слушаний, но очень похоже на это. Иначе бессмысленность обсуждения «почеркушки», даже не предпроектного предложния, объяснению не поддается. К чести корсунцовской громады, она это испытание выдержала.

В последующие три месяца, видимо, происходила «работа» с разработчиками генерального плана, но похоже, они не решились взять на себя, прямо скажем, преступные намерения построить в плавнях Куяльницкого лимана эту дорогу. Тогда, видимо и было принято решение выносить на сессию Генплан в том виде, в котором он разработан, и сразу же, «в одном флаконе», корректировки этого самого Генплана по мотивам желаний «дорожников». Но на всякий случай, если не пройдет «финт ушами», имелся и запасной вариант. Почитайте сообщение об этом событии с сайта ОТГ.

Сессия эта удалась на славу. В Красноселку ко времени были подтянуты «титуханы», которые не пропускали представителей СМИ, общественности и представителей громады, мотивируя это ограничениями «красной» зоны, и даже ударили одного из журналистов ниже пояса. Устроили потасовку. Не знаю, скандал ли или просто нелепость вопроса, вынесенного в повестку (действительно, зачем утверждать изменения в еще не утвержденный документ, тем более, что в связи с генпланом это незаконно), но в ход был пущен запасной вариант. Оказывается, Одесская РДА обратилась в Красносельскую ОТГ с письмом, в котором указывала на то, что проектируемая дорога не учтена в генплане и предложила отложить его утверждение. На чем депутаты и сошлись. А жаль, если бы они решились утвердить Генплан без всяких там поправок, вопрос дороги по лиману был бы снят на 90 процентов.

Хочется иногда хорошо думать о людях, о том, что они не захотели совершать преступление! Хоть мы в Одессе к такому не привыкли. Но давайте попробуем, чтоб сформулировать обоснованное предположение о том, почему генпланисты могли не захотеть подставляться.

Как правило, оппоненты застройщиков побережья в первую очередь обращаются к ст. 88 – 90 Водного и ст. 60 – 62 Земельного кодексов, устанавливающим прибрежные защитные полосы и регламенты их использования. Увы, в данном случае они, скорее всего, не сработают. Даже несмотря на то, что в генпланах и Красноселки, и Корсунцов, в отличие от Одессы, они отображены. Проблема в том, что указанные статьи допускают наличие в прибрежных защитных полосах линейных объектов. Скорее всего, Укравтодор сумеет доказать в суде, что автодорога – объект линейный, они об этом знают и прямо говорят в переписке.

Но есть еще кое-что, еще более строгое. Это Закон Украины «О курортах», и в отношении Куяльника он действует издавна. Этот закон устанавливает вокруг курортов округ и зоны санитарной охраны, предназначенные для защиты от загрязнения и порчи месторождений грязи, рапы и пр.

Первая зона – зона строгого режима, по Закону не меньше 100 м от границы (суходольной) пляжа, но в реальности это не так потому, что границы ее определены по точкам Постановлением Совета Министров УССР, а сейчас уже Законом Украины 2637-VIII «Про объявление природных территорий Куяльницкого лимана Одесской области курортом государственного значения», вступившим в силу 06.03.2019 г.

Именно в самом законе, в приложении, указаны границы повершинно. В зоне строгого режима запрещается:

  • Проведение любой хозяйственной деятельности или действий, которые могут повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта, и на его экологический баланс;
  • Прокладывание кабелей, в том числе подземных кабелей высокого напряжения, трубопроводов, иных коммуникаций;
  • Сооружение любых строений и иных объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта;
  • ПРОЕЗД АВТОТРАНСПОРТА, не связанный с обслуживанием этой территории, использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью;
  • Постоянное и временное проживание граждан …

… и многое еще, но и этого достаточно.

Вторая зона санитарной защиты – зона ограничений, она охватывает территории, с которой происходит поверхностный и грунтовый сток в водные объекты. В ней запрещается:

  • Строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и людей прибывающих на курорт;
  • Загрязнение поверхностных водоемов во время выполнения любых работ;

… и многое еще. В этой зоне можно размещать только санаторно-курортные и рекреационные объекты.

Третья зона, совпадающая с округом – зона наблюдения. Ограничения в ней несущественны для нашего вопроса.

Все эти зоны утверждены и нанесены на генеральные планы вокруг Куяльника, даже по территории Одессы. Нанесены в соответствии с Постановлением №102 от 07.03.1985 г. Совета Министров УССР. Их можно увидеть в Генпланах.

Как легко заметить, с. Корсунцы уже второй зоной санитарной охраны охватывается целиком, поэтому даже та дорога, которую проектировщики Генплана проложили по «желтому» маршруту вдоль ж\д полотна, является, хоть и не фатальным, но нарушением. А о том, чтоб она появилась в первой зоне округа санитарной защиты, по ложу Куяльника, и речи быть не может. На сегодняшний день за предоставление заказчику градостроительной документации с нарушением государственных норм и законов может наступить такая ответственность, что проектировщик, даже если не идеалист, но и не дурак, на себя ее не возьмет. И община с. Корсунцы на себя ответственности не взяла. Поэтому, я думаю, мы и видим все эти «пляски с бубном» высокопоставленных чиновников.

А без утвержденного генплана никак! Это подтверждает и Министерство инфраструктуры своим письмом №8789/25/10-21 от 14.07.2021 г в адрес заинтересованных общественных организаций Одессы.

А что же Национальный природный парк «Куяльницкий»?

А ничего. Начавшиеся еще в 2011 году работы по его созданию после 9 лет простоя были возобновлены летом 2020 г. Шли они достаточно споро, даже с некоторой «помпой», но на сегодняшний день надежно остановлены Офисом Президента.

18.08. 2020 г. Кабинет Министров Украины проект утвердил, а за 2 месяца до последнего «слета» в Красноселке, о котором ниже, 18.03.2021, отправил для подписания Президенту. Вскоре Офис президента вернул его на доработку под предлогом того, что два из десятков согласований с владельцами земли, которая войдет в Парк без изъятия у владельцев, проведены ненадлежащим образом. Честно говоря, я не верю в то, что это было сделано из соображений добросовестности, на что указывает и «необъяснимая» активность чиновников областного уровня. Уже 06.07.2021 Минэкологии доработало проект и вновь отправила его в КМУ. С тех пор судьба указа мне неизвестна, известно только, что он не подписан. Безусловно, учитывая положения закона «О природно-заповедном фонде», подписание проекта создания парка могло бы перевести игры с дорогой на другой уровень, на уровень КМУ и Верховной Рады, но не знаю уже, хорошо это или плохо.

Не мытьем, так катаньем

Последнее, до сегодняшнего дня, мероприятие, касающееся дороги, состоялось в Красноселке 19 мая 2021 года. Большое областное начальство, в составе глав Одесского областного совет Григория Диденко, Одесского районного совета Виталия Барвиненко и Одесской районной администрации Юрия Крука, лично приехали лоббировать преступный (по версии облавтодора – оптимальный) вариант дороги.

В повестке это звучало как «Обговорення проблемних питань проходження дороги … с представниками громадськості…». На этот раз, возбужденная беспредельной апрельской сессией, одесская общественность и СМИ мобилизовались и потянулись на Куяльник. Даже руководители НПП «Тузловские лиманы» Иван Русев с Ириной Вихристюк приехали, преодолев для этого почти 200 км.

Тогда, на этом собрании, все мы поняли, что в высоких кабинетах власти на Куяльницком лимане уже «поставили крест». Что для реализации непонятно пока чьих интересов, высокое начальство готово нарушать не только законы Украины, но и ее международные обязательства. Что Служба автомобильных дорог врет, когда говорит, будто решение не принято и рассматриваются все 4 варианта. И что вопрос создания НПП «Куяльницкий» не просто сам по себе «провис».

Помимо демонстрации уровня, с которого происходит давление, нам показали следующий слайд:

И мы узнали, что, во-первых, 14.04.2021 г., через два дня после скандальной сессии, депутаты Красносельской ОТГ «слились» и проголосовали таки за изменение генплана или разработку ДПТ. Кто об этом знал? Кто знал, что была еще одна сессия?

Теперь интересно, что точно пишется в решении, и кто возьмет на себя ответственность за разработку такого документа.

А во-вторых, что 15.04.2021 г. Юрий Крук выдал распоряжение разработать ДПТ, которое обеспечит прохождение дороги за границами населенных пунктов. И это сразу указывает на маршрут, проходящий по плавням Куяльника. Вранье закончилось, началось прямое противостояние громады и экологов с одной стороны и власти и дорожников – с другой.

Что забавно, что ненужная общине «корректировка» градостроительной документации будет проведена за счет бюджета территориальной грромады, а ДПТ имени Крука – за счет бюджета Одесского района. А как вы хотели? Благодарите тех, кого избрали.

После утверждения «круковского» ДПТ для того, чтоб начать рыть котлованы нахально, дорожникам останется только получить от Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов разрешение проводить работы на землях водного фонда. И они это знают, поэтому 23 ноября подали Уведомление о плановой деятельности, которая требует оценки влияния на окружающую среду.

Уже закончился первый этап – подачи общественностью требований к составу отчета. Все мы понимаем, каков должен быть вердикт. Посмотрим, подпишется ли начальник областного Департамента экологии Павел Буланович и и.о. Министра защиты окружающей среды Руслан Стрилец под такими планами. Если да, тогда трактора можно будет остановить только силой.

            В каждом изданном документе, каждом выступлении, каждой презентации Служба автомобильных дорог и чиновники областной и районной администрации настаивают на том, что строительство этих 8 км дороги имеют государственное значение и представляют интерес государства. При этом важно и загадочно надувают щеки. Мотивируют они тем, что эти 8 км включены в программу «Велике будівництво». И делают вид, что не понимают, что сам по себе факт включения этих 8 км в программу дискредитирует ее всю, превращает в фарс.

Если бы речь шла действительно об интересах государства, о «Великом будівництве», о глобальном соединении портов, о интересах жителей поселка Котовского и окрестных сел, то трасса должна была бы проходить совсем не так. Давно существует Комплексный план развития территорий, предусматривающий совсем не такой обход Одессы. Его можно увидеть и в Генплане Одессы, на чертеже «Модель пространственного развития», и в проекте создания НПП «Куяльницкий», где из желательной территории национального парка специально вырезана большая полоса под эту дорогу и мост.

Вот этот объезд действительно был бы «Великим будівництвом», направленным на развитие и города, и портов Украины, и местных громад, и агломерации.

Тот же вариант, который протаскивается всеми доступными и недоступными средствами, те 8 километров, на которые хотят откусить из госбюджета 240 млн. грн (по версии автодора – 2400 млн. грн) – это мелкая издевка, большой позор и крупное преступление против природы, граждан Украины, Закона и престижа страны.

Но не только нелепость этого проекта и наглое его проталкивание убеждает, что в нем присутствует «коммерческая» составляющая. Известно, что любая дорога порождает вокруг себя градостроительную активность. Не зря новый Генплан Красноселки увеличил за счет резерва свои территории и отвел их под рекреацию и жилье. Рекреация в селе. Мы прекрасно знаем, что называется словом «рекреация» в пригороде Одессы, близ курорта государственного значения Куяльник. Поэтому ничего хорошего не ждем. Единственное, чего мы пока не знаем, – это имя того «бенефициара», ради которого из кожи вон лезут высокие государственные чины. Но рано или поздно мы все его узнаем.

Необходимо понимать, что наличие государственного чина не делает автоматически его решения интересом государства, что нелепый проект, включенный в государственную программу, не делает его автоматически интересом государства. Интерес государства, как отдельного от чиновников субъекта, выражен в его Конституции, его Законах, его международных соглашениях. Там же выражены обязательства государства, из которых следуют обязанности чиновников. Интерес государства состоит в том, чтоб все это соблюдалось гражданами, чиновниками и институциями. А произвол интересом государства не является, это лишь повод к протестам и обращениям в правоохранительные органы.

Произвол властей в отношении Куяльницкого лимана происходит прямо сейчас. В случае реализации, он неизбежно приведет к загрязнению лимана и порче его лечебных ресурсов. Будет нанесен большой вред природной среде: уничтожены места остановки перелетных птиц, места обитания степных животных, насекомых, редких растений. Будут навсегда уничтожены земли неудобий, которые не распахивались никогда и являются остатками Великой евразийской степи.

Куяльник больше никто и никогда не станет спасать, восстанавливать его водность, потому, что строительство пройдет практически по его дну –  по территории плавней, где в норме должно быть зеркало воды.

И лиман умрет. Произойдет это довольно быстро, многие успеют на это посмотреть. Будут от имени государства нарушены законы и Конституция государства. Будут нарушены все экологические международные конвенции. Территории Куяльницкого лимана (Kuialnytskyi Lyman UA0000143) с позором и презрением исключат из Изумрудной сети Европы («Смарагдова мережа»).

Видимо много еще чего неприятного произойдет. Такова цена глупости и алчности! И 8 километров ах какого «Великого будівництва» навсегда останутся 8 километрами большого национального позора.

Поділитись на:

Facebook
Twitter

Напишіть відгук