После неудачной попытки убрать танкер «Делфи» с одесского побережья судовладельцем к делу подключилось госпредприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), уже объявив тендер на 24,6 миллионов гривен.
Экоактивисты написали открытое письмо. Они бьют тревогу и предупреждают об опасности техногенной и экологической катастрофы.
Детали – в материале «Зеленого листа».
Катастрофа у побережья
В обращении экоактивистов указано, что Одесса находится на пороге масштабной экологической катастрофы, которая может стать следствием необдуманных и безответственных действий руководства АМПУ по удалению из акватории Одесского морского порта нефтеналивного танкера «Делфи».
Как известно, судно село на мель в 70 метрах от берега в районе пляжа «Дельфин» еще 22 ноября 2019 года.
Во время крушения из танкера выпали три бочки с нефтепродуктами. В результате этого, по официальным данным, содержание нефтепродуктов в воде вокруг судна превышало норму от 53 до 157 раз.
В июне 2020 года был зафиксирован еще один эпизод загрязнения морской воды нефтепродуктами с танкера, после чего комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций одесского городского совета 25 июня закрыла пляж «Дельфин» для отдыхающих.
При этом сразу после крушения в ноябре 2019 года одесские экологи настаивали: для избежания техногенной катастрофы и уменьшения загрязнения акватории пляжа «Дельфин» в срочном порядке необходимо провести ряд мероприятий. Во-первых, обследовать технические помещения и танки судна на предмет количества остатков загрязняющих веществ. Далее задраить по возможности все двери внутренних помещений судна, а также проверить и в случае необходимости загерметизировать 13 ёмкостей танкера общим объёмом около 1700 м3, которые предназначались для транспортировки дизтоплива, мазута и масел.
Необходимо собрать и утилизировать льяльные воды, находящиеся в затопленном машинном отделении. И, наконец, организовать периметр боновых заграждений.
Судовладелец, а также представители государственной власти, ГП «Администрация морских портов Украины», органы местного самоуправления проигнорировали рекомендации экологов. За восемь месяцев, прошедших с момента катастрофы, никто ничего не предпринял для удаления затонувшего танкера. Тем самым были нарушены не только украинские законы, защищающие экологические права граждан нашей страны, но и международные морские конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78, которые Украина подписала и обязана выполнять.
Масштабные разливы нефти
Также экоактивисты предлагали для облегчения эвакуации танкера провести следующие подготовительные работы: срезать с «Делфи» палубные надстройки для смещения центра тяжести и облегчения постановки на ровный киль. Ткже необходимо расчистить дно под килем с использованием земснаряда.
Для заведения понтонов и приданию судну положительной плавучести нужно организовать опорные перемычки внутри трюмных помещений судна. Откачать содержимое затопленных танков и герметизированных помещений, для придания судну положительной плавучести.
И, наконец, снимать судно с мели лебёдками, растянув буксиры на якорях и используя эффект раскачки.
Однако, руководство АМПУ и созданная при Одесской ОГА комиссия разрешили судовладельцу самому выбирать метод подъема танкера и компанию-исполнителя работ, проигнорировав рекомендации экологов и очевидную опасность загрязнения акватории пляжей.
Судовладелец привлек для подъема судна компанию ТОВ «Смарт Марин Концепт», которая не справилась с задачей. Более того, в Черное море вылилось значительное количество нефтепродуктов по причине ряда просчетов.
Так, в пункте 2 проекта плана производства работ (ППР) 001/2020 от 28.05.2020 компания подрядчик описала установку около 300 метров боновых заграждений. Как все убедились позже, боновые заграждения были установлены неверно. Это привело к растеканию нефтепродуктов 18-19 июля за огороженный периметр.
В пункте 5.1 этого же ППР ТОВ “Смарт Марин Концепт” в качестве одного из способов увеличения плавучести танкера Delfi предложило использовать частично затопленные грузовые танки 8,11, 14 правого борта. Предлагалось открыв танки под водой, завести сквозь наливные горловины понтоны и накачать их воздухом.
По мнению экологов, именно эти действия и привели ко вполне прогнозируемому масштабному выбросу нефтепродуктов 18-29 июля.
Окружающей среде был нанесен максимальный за все время аварии ущерб.
Это подтверждает и Государственная экологическая инспекция в Одесской области, специалисты которой регулярно снимают пробы воды вокруг судна. В частности, 25 июля, сразу после неудачной второй попытки подъема танкера, было установлено превышение нормативов предельно допустимых концентрации нефтепродуктов в 4,8 раз.
Сомнительный судовладелец
При этом танкер «Делфи», который, по документам, принадлежит британской компании «Mister Drake PC», а зарегистрирован в Молдове, уже не впервые попадает в сомнительные истории.
Как следует из итогов расследования обстоятельств катастрофы, проведенного Государственной службой морского и речного транспорта Украины, в 2012-2014 годах судно фигурировало в схеме бизнес-группы беглого олигарха Сергея Курченко по контрабандному ввозу на территорию Украины нефтепродуктов
Топливо оформляли как транзитный груз или как экспортную продукцию Одесского нефтеперерабатывающего завода, а на самом деле реализовывали в Украине. Это позволяло уклоняться от уплаты налогов.
В контрабандных перевозках танкер мог принимать участие до 2018 года, после чего его отбуксировали в нейтральные воды у порта «Южный». Корабль мог работать в качестве «черного бункеровщика» – заправлять другие суда топливом без акцизных пошлин и налогов.
Кроме того, в 2017 году танкер «Делфи» «засветился» в расследовании о загрязнении нефтепродуктами Черного моря в акватории Белгород-Днестровского порта.
Примечательно, что расследование ничем не закончилось. А всего через несколько лет произошла масштабная катастрофа у одесского побережья.
По информации издания “Думская”, фактическим судовладельцем танкера может быть экс-депутат Николаевского облсовета от “Партии Регионов” Олег Ковтунов.
Дальнейшие шаги
Как известно, две попытки снять «Делфи» с мели – 18 и 24-25 июля 2020 года – окончились неудачей. Обследование судна, проведенное руководителем общественной организации «Зеленый лист» Владиславом Балинским 19 июля, показало, что:
1. Горловины девяти танков нижней палубы, в том числе, трёх затопленных – 8, 11, 14, находятся в открытом состоянии.
2. В районе кормовой части судна в периметре, частично ограниченном бонами, находится большое пятно нефтепродуктов, в том числе тяжёлых фракций. Растянутые по всему периметру боны травят воздух и теряют плавучесть, не обеспечивая локализацию вытекающих из открытых танков нефтепродуктов внутри периметра.
3. Сбор и адсорбция нефтепродуктов, равно как и мониторинг состояния боновых заграждений, совершается несистематически, поэтому в карманах на момент осмотра накоплены сотни литров нефтепродуктов различных фракций.
На заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям 25 июля 2020 года ситуация с танкером признана как чрезвычайная местного уровня.
При этом, не дожидаясь последней попытки поднять танкер судовладельцем, АМПУ 23 июля объявила открытые торги на удаление судна «Делфи» из акватории Одесского морского порта. Ожидаемая стоимость работ 24,6 миллионов гривен без НДС. Сроки проведения открытых международных торгов запланированы на октябрь текущего года. Но осенью начинается сезон штормов на Черном море, поэтому сомнительно, что затонувший танкер уберут в этом году.
Немало вопросов и об источнике финансирования данных работ.
27 июля в центральном офисе «Администрации морских портов Украины» состоялся брифинг председателя Одесской ОГА Максима Куцого и главы АМПУ Александра Голодницкого, посвященный дальнейшим шагам по поднятию танкера «Делфи». Глава АМПУ сообщил, что поступило предложение от одной из турецких компаний с конкретным планом работ. Согласно этому плану, танкер разрежут на две части и удалят сначала носовую, а затем и кормовую часть судна.
Но ни один из спикеров на брифинге не смог ответить на вопрос, каким образом государство компенсирует затраченные на подъем судна деньги с его владельца. А самое главное – как из танкера удалят нефтепродукты.
Кроме того, данный способ поднятия и удаления танкера грозит техногенной и экологической катастрофой.
Как отмечают экологи: нельзя резать танкер в условиях открытой пляжной зоны города. Это грозит разливом многих тонн мазута, масел и дизтоплива, которые до сих пор находятся в несливаемом остатке 13 танков общим объемом 1700 кубометров. По подсчетам экспертов, на стенках танков судна “Делфи” на сегодня может находиться более 5 тысяч литров нефтепродуктов в виде осадков и остатков.
Грубейшим нарушением техники безопасности будут работы на танкере, связанные с открытым огнем, который возникает при применении газовых резаков, электросварки, дисковых турбин и т.д. без проведения, так называемой процедуры дегазации ёмкостей, согласно регламенту.
В этап дегазации входит откачка с танкера топлива, масла, льяльных вод и прочих нефтесодержащих жидкостей на берег или на специализированные суда. После этого нефтеналивные танки проветривают, с их стенок механически удаляют остатки топлива, смывают с переборок остатки нефтепродуктов струей горячей воды с одновременным откачиванием эмульсии. Затем в танки подается горячий пар, который смывает на молекулярном уровне остатки нефтепродуктов.
Возможно ли безопасное проведение всех этих работ в условиях, когда судно находится в десятках метрах от берега в воде и практически в городской черте? И почему, если это возможно, до сих пор не было проведено удаление остатков нефтепродуктов и дегазация танкера?
Также экологи подчеркивают: принимая во внимание историю злоупотреблений фактического владельца танкера «Делфи», можно с полной уверенностью предсказать невозможность взыскания с него баснословной суммы на производство работ более 24 миллионов гривен.
Сроки выполнения работ – ноябрь 2020 года – вообще ставят под сомнение возможность реализации такого сложного и небезопасного проекта из-за сильных осенних штормов.
При этом, уверяют экоактивисты, существуют намного более дешевые – в 8-10 раз – и совершенно безопасные с точки зрения экологии и техногенной безопасности проекты подъема танкера, не связанные с его разрезанием, которые даже не рассматриваются руководством АМПУ.
Учитывая все эти факты, общественная организация “Зеленый лист” выступает категорически против метода разрезания танкера “Делфи”, поскольку это приведет к экологической и техногенной катастрофе.
1 comment so far
ОлегОпубліковано12:17 pm - Сер 2, 2020
https://bit.ly/2XlU1dn