Как мы знаем, ландшафтная зона на которой исторически расположена Одесса, лишена естественных (природных) зелёных зон. Основатели Одессы приложили немало усилий к озеленению города, который стоял посреди голой степи. Каждое дерево Одессы является результатом труда и беспокойства местных жителей.
На территории Одессы имеются лесопарк, дендропарк, ботанический сад, парки, скверы, озелененные улицы и даже отдельные вековые деревья, охраняемые государством. Однако, по уровню озеленения Причерноморская Пальмира находится на последнем месте среди городов-миллионников и в разы не дотягивает по этому показателю до нормативов. Более того, ситуация в этой сфере, катастрофически ухудшается: бизнес все чаще рассматривает городские зеленые зоны, парки, скверы в качестве идеальных мест для размещения различных коммерческих объектов, жилых комплексов. При принятии решений о ликвидации зеленых насаждений, размещении объектов, смене правового зонирования территории отсутствует процедура экспертной проверки допустимости этих действий, и решения горсовета нередко принимаются волюнтаристски,с нарушением действующих нормативов.
Экологи утверждают, что город стремительно лишается «зеленых легких». «Я постоянно получаю информацию о том, что где-то происходит очередная вырубка. Ситуация довольно критичная и не имеет тенденций к улучшению», — считает ректор экологического университета Сергей Степаненко.
16 апреля 2015 года на заседании городского совета ,депутатам была представлена аналитическая записка депутатской комиссии по вопросам экологии, отражающая ситуацию с зелеными насаждениями и вредными выбросами в городе.Если верить записке, за последние три года в городе катастрофически (на четверть) уменьшилась площадь рекреационных зон общего пользования. Вредные выбросы,согласно данной записки, также сократились в шесть(!!!) раз .Такое сокращение могло произойти только в результате почти полного прекращения автомобильного движения на городских улицах. То есть,является недостоверным!
На брифинге после заседания горсовета 16 апреля, журналист Евгений Коган попросил чиновников открыть тайну исчезновения зеленых зон. Ему ответили, что всему причиной являются сильные ветры и дожди, которые ломают деревья и в последние годы стали обычным явлением.Очень странным представляется тот факт,то этим же “ветрам” удаётся занести на место поломанных деревьев строительные площадки!
Напомним,что ещё в начале 2012 года членом Общественного совета Светланой Слесаренок были разработаны рекомендации по проекту Генплана Одессы касательно сохранения и увеличения зеленых насаждений.С данными рекомендациями,вы можете ознакомиться здесь.
Таким образом, при норме зеленых насаждений общего пользования в 12 квадратных метров на одного городского жителя (согласно ДБН 360-92**), в Одессе на одного человека фактически приходится менее 7 квадратных метров. А в некоторых районах города, например в Суворовском, количество зеленых насаждений на одного жителя составляет только 17% от национального норматива. Всемирная организация здравоохранения, как необходимую норму для обеспечения здоровья населения, отмечает еще более высокую цифру – 50 квадратных метров на одного городского жителя.
Так,ведущие специалисты в области ландшафтной архитектуры и урбанистики подчёркивают важность сохранения и развития городских зелёных зон и рекреаций в современном городе:
” Укрупнение массивов зеленых наваждений является в настоящее время наиболее важным требованием, предъявляемым к формированию систем городских зеленых насаждений. В городе целесообразно вводить массивы зеленых насаждений шириной свыше 0,5 км, которые расчленят городскую застройку на районы площадью около 1000 га. Исследователи считают, что в системе озеленения крупного города обязательно должны существовать зеленые массивы площадью не менее 50—100 га, которые обеспечивают приемлемые условия роста деревьев и кустарников. Города, расположенные в природных условиях, где есть возможность включать в структуру города существующие зеленые массивы, должны развивать лучшие качества естественного ландшафта за счет оптимальных планировочных решений и благоустройства территорий.
Гигиенические и декоративные качества растений формируются на протяжении длительного времени и во многом определяются развитием первоначальной идеи, заложенной в систему зеленых насаждений города и архитектурно-планировочное решение отдельных объектов. Для достижения наилучшего оздоровительного эффекта и создания нормальных условий развития растений система городских зеленых насаждений должна учитывать существующее состояние окружающей среды, а также возможность ее изменения в связи с предполагаемым развитием города. Результаты оценки состояния окружающей среды наносятся в виде графических схем на планы городских территорий. Комплексная оценка дается путем совмещения схем каждого из проводимых анализов. Этот метод успешно применяется при составлении вариантов планировочных решений.
Для улучшения микроклимата в городах с неблагоприятным ветровым режимом важная роль отводится специальным посадкам для защиты от сильных ветров, пыльных бурь, суховеев. Ветрозащитное озеленение формируется в виде закрытого ландшафта.
В городах со значительными источниками загрязнения необходимо использовать научно обоснованные схемы размещения и организации санитарно-защитных зон, проводить озеленение промышленных, коммунальных и транспортных территорий.
Санитарно-защитные зоны между промышленными и жилыми районами создают в виде полос, перпендикулярных направлениям господствующих ветров. Зеленые насаждения размещают с учетом создания оптимального аэрационного режима на городской территории. Специально направленные широкие аллеи и массивы зелени улучшают проветривание застройки и предупреждают возможность застоя загрязненного воздуха в низинах.
Взаиморасположение открытых и озелененных пространств позволяет регулировать тепловой баланс и создавать конвекционные точки воздуха в городской застройке. Для обеспечения аэрации территории города благоприятными ветрами устраивают разрывы в зеленых насаждениях в направлениях господствующих ветров в виде просек либо систем полян, лугов и водных пространств, объединенных в ландшафтную композицию.
В архитектурно-планировочном решении городской территории следует учитывать, что близлежащие водоемы, зеленые массивы способны создавать бризы, существенно влияющие на микроклимат. Процесс аэрации застроенных городских территорий значительно усиливается при разуплотнении застройки на берегу водоемов и на границе зеленых насаждений и открытии внутреннего пространства жилых районов в сторону водной поверхности и зелени. В условиях пересеченной холмистой местности городская планировка, проведенная с учетом естественных горных бризов, возникающих ночью, позволяет в значительной степени удалять из города скопившиеся за день загрязняющие вещества от промышленных предприятий и автотранспорта.”Городское зелёное строительство. Горохов В.А. 1991г.
В текстовых материалах к Генеральному плану развития Одессы “Том 1. Современное состояние. Проблемы и приоритеты развития города» приводятся данные о количестве зеленых насаждений общего пользования. Согласно этим данным, зеленые насаждения общего пользования в Одессе занимают площадь в 742 гектара, что составляет только 4,6% от территории города.
В этом же томе проблема обеспечения населения зелеными насаждениями общего пользования в соответствии с нормативными показателями относится к перечню самых актуальных проблемм города. Несмотря на это, планировочные решения, предлагаемые в Генеральном плане, еще больше усугубляют ситуацию.Решение Одесского городского совета, принятое по этому вопросу, такое как № 590-V от 30.11.2006 «Об утверждении концепции развития парков на территории города Одессы»,так и осталось на бумаге.Это то ,что касается стратегии развития Одессы на бумаге…На деле же,ситуация с деградацией рекреационных зон и зелёных насаждений в Одессе обстоит куда хуже:
Границы парков и скверов не определены,инвентаризация зелёных насаждений не произведена,планы развития рекреационных зон не заложены.Большинство зелёных зон города висит на волосок от гибели и только лишь постоянное давление общественности спасает их от уничтожения и застройки.
В Одессе существуют явные проблемы с нарушением закона застройщиками и,очевидно,коррупцией со стороны контролирующих и правоохранительных органов.Так, согласно ч. 1 ст. 28 Закона о благоустройстве,все зеленые насаждения в населенных пунктах во время проведения любой деятельности, подлежат охране и восстановлению.При необходимости удаления дерева, следует руководствоваться Порядком № 1045.Согласно нему, первым шагом должна стать подача заявления об удалении дерева в исполнительны орган городского совета.
Дальнейшая процедура изложена в п. 4 Порядка № 1045. На ней подробно не останавливаемся. Скажем лишь, что в результате должен появиться акт обследования насаждений, подлежащих удалению. Он согласовывается с территориальным органом Минприроды (т.е. государственным управлением охраны окружающей природной среды). Затем исполнительный орган принимает решение об удалении зеленых насаждений, на основании которого уплачивается восстановительная стоимость (расчёт производит департамент муниципальной экологии) зеленых насаждений. На следующий день после ее уплаты выдаётся ордер на их удаление. Методика определения упомянутой стоимости и образец ордера утверждены приказом Минжилкомунхоза Украины от 12. 05. 09 г. № 127.Данная восстановительная стоимость перечисляется в городской бюджет и должна в последующем использоваться на закупку и высадку саженцев.На деле этого не происходит.Более того,удаление деревьев чаще всего в Одессе осуществляется по коррупционным схемам,либо “чёрными лесорубами” при попустительстве правоохранительных органов и прокуратуры.
Также, по вопросам передачи в аренду с последующим изменением целевого назначения и приватизации земли , можно отметить практику судебных решений, либо решений горсовета идущих вразрез с существующими нормативными актами и законом (сквер “Нагорный”,сквер “Шклярука”и т.д.).Стоит упомянуть в данном аспекте и ряд решений Одесского горсовета,которые фактически передали городской парк им. М.Горького фирме “Веста”.«Об утверждении Договора о внесении изменений и дополнений к Договору от 19 июня 2009 года, заключенного между исполнительным комитетом Одесского городского совета и обществом с ограниченной ответственностью «Веста», и передаче на баланс ООО «Веста» твердого покрытия парка культуры и отдыха им. Горького» 27.11.2014 года.
Хотелось бы отметить,что рекреационно-экологическая инфраструктура города — это такая же инфраструктура, как например, транспортная или коммуникации. Парки, лесопарки, территории пляжей и городские специализированные объекты должны стать необходимыми звеньями единой взаимосвязанной системы озеленения.К тому же,они принадлежат всем горожанам без исключения. Исторические особенности развития зелёных насаждений в Одессе,также привели к естественной возрастной, и вследствии усиления антропогенного давления, деградации последних. Если не увеличить количество посадок минимум в два раза,и не улучшить уход за существующими растениями ,Одесса очень скоро превратится в каменную пустыню (читай :”Французский Бульвар каким он был летом 2015 г.) мало пригодную для жизни.В этой связи ,кажется логичным значительное увеличение финансирования КП “Зелентрест”. На деле же,всё обстоит наоборот.Штат сокращён до 270-ти сотрудников,а его финансирование всего лишь в три раза выше,чем у соответствующей структуры города Ильичёвск (при штате в 55 человек).Абсолютно не понятно при этом,как одна поливочная машина на весь Приморский район,например,должна в сезон справляться с поливом всех клумб и деревьев в данном районе.Это физически не возможно.А,как мы знаем,без соответствующего ухода,большинство одесских деревьев (особенно молодых) погибнет.
Учитывая всё вышеизложенное,ОД “Зелёный Лист” находит необходимым принятие городской программы развития и обслуживания зелёных зон и рекреаций. Было бы эффективным,если бы данная программа содержала следующие тезы:
a) Программа развития озеленения используется в качестве отправной точки при составлении других документов по развитию города, учитывая важность экологического, функционального и эстетического фактора озеленения
b) Действия, предусмотренные в программе по развитию озеленения, планомерно приводятся в жизнь
c) Система финансирования разработана и действует
d) Созданы должности, необходимые для выполнения задач, вытекающих из программы развития, наняты квалифицированные специалисты
e) Происходит повышение квалификации специалистов ( по результатам аттестации).
Отсутствие и несоблюдение программы озеленения Одессы; систематическое нарушение горсоветом и судами (коллизии законодательства) нормативных документов и актов касающихся рекреационных территорий и памятников архитектуры; несоблюдение муниципальным департаментом архитектуры целевого назначения земли; попустительство и коррупция в Министерстве экологии и природопользования; неэффективная работа муниципального департамента экологии; хроническое недофинансирование КП “Зелентрест”; систематическое нарушение застройщиками части 1 ст. 28 Закона о благоустройстве; бездействие правоохранительных органов; низкая экологическая культура граждан Одессы; относительно высокая энергозатратность создания и обслуживания зелёных зон; относительно высокая стоимость и привлекательность земли – вот краткий перечень причин катастрофической деградации зелёных насаждений в Одессе. ОД “Зелёный Лист” осознаёт сложность данной ситуации в Одессе и готов приложить все усилия,чтобы изменить её лучшему.
С уважением, Балинский Владислав.