Оборудка от АМПУ: почему продолжаются загрязнения в Черном море?

В 2019 году Кабинет министров Украины принял новое постановление о порядке взаимодействия госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и Государственной экологической инспекции по обеспечению норм природоохранного законодательства.

Согласно нововведению, при выявлении загрязнения акватории моря представители АМПУ обязаны уведомить экоинспекцию. Она осуществляет забор проб и обследование, составляет акт. В случае подтверждения загрязнения, начисляются штрафы, соразмерные ущербу, нанесенному окружающей среде. Но де-факто этот механизм не работает: по какой-то причине АМПУ не сообщает о загрязнениях, решая, по всей видимости, вопрос с нарушителями на месте. В итоге — загрязнения продолжаются, убытки растут, но их никто не компенсирует.

«Зеленый лист» разбирался в деталях.

Взаимодействие на бумаге

31 октября к Международному дню Черного моря глава Государственной экологической инспекции Украины Андрей Малеваный написал блог для «Украинской правде». В частности, чиновник сообщил, что загрязненность Черного моря, по данным проекта EMBLAS, почти вдвое превышает аналогичный показатель Средиземного. Например, если в Средиземном море на 1 квадратный метр приходится 52 единицы мусора, то в Черном — 90,5.

Загрязнителями вод Черного моря кроме стоков коммунальных и промышленных предприятий являются также судна, которые заходят в украинские порты.

Делфи
Танкер “Делфи” в Одесском заливе. Фото из открытых источников

Малеваный напоминает, что в начале 2020-го года правительство ликвидировало морские экологические инспекции — Азовскую и Крымско-Черноморскую, которые ранее осуществляли контроль непосредственно на территории портов. Теперь функции надзора выполняет Госэкоинспекция, а о загрязнениях акватории должна сообщать АМПУ.

Не позднее чем через два часа после фиксации загрязнения инспекция совместно с АМПУ обязана провести проверку судна.

Вместе с тем, как сообщает Андрей Малеваный, за весь 2020-й год Администрация морских портов Украины ни разу не обратилась в Государственную экоинспекцию с сообщением о загрязнении акватории моря. И не потому, что загрязнений нет.

В результате — суммы штрафов за загрязнение окружающей среды «настолько смехотворны», что даже не покрывают траты на восстановление состояния моря, подчеркивает Андрей Малеваный.

Халатность или коррупция?

По сообщению представительницы Европейской ассоциации развития Бизнеса Александры Манкевич, с момента принятия постановления Кабмина о взаимодействии АМПУ с экоинспекцией в части загрязнения акватории моря пограничники регулярно фиксируют нефтяные пятна и другие факты загрязнения. Но Администрация морских портов не реагирует.

По мнению Александры Манкевич, АМПУ попросту скрывает миллионы долларов ущерба, нанесенных государству от судов, загрязняющих воды моря.

Суда-загрязнители Одесского залива. Фото со страницы Александры Манкевич

Манкевич напоминает, что ранее штрафные санкции за загрязнения исчислялись миллионами долларов, в этом году — сумма штрафов равна нулю.

Ситуация напоминает схему: суда приходят в украинские порты, чистятся здесь, скидывая загрязнители, «рассчитываются» с представителями АМПУ, сравнительно дешево и без официальных штрафов. Взамен мы получаем ноль компенсации в бюджет и загрязнение окружающей среды. По инсайдерской информации “Зеленого листа”, от каждого нарушителя представители АМПУ получают от 3 до 5 тысяч долларов США.

Но, по всей видимости, это не единственная оборудка от Администрации морских портов.

Опасные сливы

Как стало известно «Зеленому листу», в октябре представители Государственной экологической инспекции обнаружили, что на территории автобазы в Одессе по улице Хуторской, 68 грузовая машина слила особо опасные отходы в открытый грунт земель коммунальной собственности.

Оказалось, что подобная ситуация происходит регулярно. Техника принадлежит компании «Укрэкопром», имеющей лицензию на обезвреживание особо опасных отходов, в том числе загрязненных нефтепродуктами. Но из-за отсутствия материально-технической базы предприятие попросту сливает загрязненные вещества в грунт. Отходы ООО «Укрэкопром» забирало в портах Украины на основании работы о совместной деятельности с АМПУ.

Но как подобная компания получила лицензию без материально-технического обеспечения, вопрос открытый.

На данный момент по факту слива опасных отходов открыто уголовное дело. Чем оно закончится, неизвестно.     

ООО «Укрэкопром» занимается весьма разнообразной деятельностью — от выращивания сельскохозяйственных культур до грузовых перевозок автотранспортом. За фирмой семь лицензий, включая внутренние перевозки опасных грузов, которая действует бессрочно, и пр. Ранее компания также имела право перевозить и уничтожать наркотические средства.

Перечень лицензий ООО “Укрэкопром”. Скрин YouControl

Выигрывает данная фирма и бюджетные подряды, уже подписав договоры на сумму 36 миллионов гривен.

При этом компания «Укрэкопром», зарегистрированная в 2015 году, «засветилась» в криминальном расследовании как фирма, «отмывающая» деньги при помощи конвертационного центра.

Почему АМПУ сотрудничает с такой компанией, неясно. Очевидно одно — действия, а порой преступное бездействие госпредприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде.

Поділитись на:

Facebook
Twitter

Напишіть відгук