Общественная организация «Защитим Одессу вместе» в ответ на свое обращение о бездействии чиновников получила ответ от Государственной архитектурно-строительной инспекции. Представители инспекции нарушений не нашли, сославшись на то, что на территории Летнего нет сооружений в виде памятников.
Одесские активисты настаивают: сама территория театра является неотъемлемой частью парка-памятника, а значит, проект «благоустройства» не прошел необходимые согласования.
Наталия Петропавловская, руководитель общественной организации «Защитим Одессу вместе» рассказала о том, как отчуждали территорию Летнего театра, и почему строительные условия и ограничения на строительство ТРЦ до сих пор не отменены.
– Наталия, назовите самые основные нарушения, допущенные при «благоустройстве» Летнего театра.
– Летний театр – это территория парка-памятника и для того, чтобы проводить какие-то работы, необходимо разрешение Минкультуры. В Украине существует такая процедура: когда подается какой-либо проект по памятнику, он проходит через управление культуры облгосадминистрации. Там есть консультационный общественный совет, который подробно изучает его. Так проект становится достоянием общественности, рассматривается со всех сторон. После этого он подается в Минкультуры.
В случае с Летним эту процедуру проигнорировали. Их проект называется «благоустройство с текущим ремонтом существующих сооружений». Но большинство этих существующих сооружений они просто снесли. А что касается тех, которые остались, то там произвели вовсе не текущий ремонт, а капитальный. То есть, это не благоустройство, а проект строительства. А капитальный ремонт и реконструкция требуют совсем других согласований.
Собственник, в данном случае арендатор, должен был обратиться в управление архитектуры, получить соответствующие условия и ограничения – и дальше проектировать. Но для того, чтобы получить эти условия и ограничения, надо было отменить предыдущие на торгово-развлекательный центр, которые до сих пор актуальны. Но отменять их не хотят, они выиграли практически все суды про процедурным вопросам. И сейчас ничего не мешает им строить ТРЦ. А арендаторов сейчас туда запустили для того, чтобы временно занять территорию и убрать оттуда активистов.
– Значит, строительство ТРЦ на территории возможно?
– Сто процентов! Не то что возможно. Они сделали для этого проектную документацию. Но не прошли согласование в Минкультуры. Много раз подавали, но согласование не прошли, потому что там вопиющие нарушения. Поэтому они пошли другим путем – через ДАСИ. И обманным или договорным путем получили разрешение на строительство. Сегодня у них выиграны суды. Они же тратят деньги не просто так, это киевские суды. Мы предлагали компромисс, отмените существующие условия и ограничения на строительство ТРЦ, и получите разрешение на то, что вы хотите тут построить – на театр. Но они на это не пошли. Потому что главный человек, который принимает решение, этого не хочет.
– Почему чиновники говорят, что территория Летнего не входит в границы Горсада?
– Это давняя история. Эту территорию специально отчуждали. Она всегда была парком. У этой территории был адрес Горсада. А в начале 2000-х годов адрес поменяли – присвоили другой. Сейчас это можно сделать через КП «Право», а раньше – вообще через Главпочтампт за шоколадку. Итак, какому-то строению присваивается другой адрес – и идет процедура отчуждения. Мы об этом много раз говорили. Управление культуры облгосадминистрации неоднократно обращалось в горсовет, неоднократно писались письма, чтобы вернуть парку этой территории адрес Дерибасовская 22, адрес Горсада, так как она включена в территорию парка-памятника. Но горсовет на это абсолютно не реагирует.
– Как бы вы охарактеризовали тот Летний театр, то пространство, которое получилось в результате «благоустройства»?
– Документально это фикция. Просто некоторые люди временно заняли территорию под базар. У нашей мэрии есть странная концепция о том, что парки должны приносить прибыль. Они считают, чем больше будок там поставишь, чем больше пива с шаурмой продашь, тем парк лучше работает. Это такое видение людей, у которых нет культурного бекграунда.
– А что одесситы могут сделать, чтобы не допустить разрушения памятников в своем городе?
– То, что происходит, касается не только одесситов. Это проблема всей страны. Я против местного самоуправления на данном этапе развития государства. Мы все время пытаемся перескочить этапы развития и оказаться, допустим, в Швеции. Да, местное самоуправления – это европейская норма, но только общество должно дорасти до этих европейских норм. Мы же не доросли и дали криминалитету неограниченную власть плюс деньги. Все это при очень слабом гражданском обществе.
Но все же одесситам для начала не надо сидеть дома, когда в городе происходят подобные события. Если бы, когда принимался зонинг, под горсовет вышло тысяча человек, я вам сто процентов даю гарантию, что его бы не приняли. А у нас по городу в горячие точки только 50 человек бегают. И то уже многие устали. Одесситам надо быть неравнодушными. Если возле дома что-то происходит, надо выходить, обращаться в различные органы, писать. Требовать исполнения закона. И обращаться к другим жителям города, чтобы они поддерживали. И самим поддерживать акции. Гражданское общество должно научиться солидарности.
Фото: odessa.online, ФБ-страничка Наталии Петропавловской